Сибирский вклад в мировую революцию

10 июня 2019 | Газета «Кузбасс»

Наша газета продолжает реализацию проекта «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю». Вместе с известными учеными и краеведами мы рассказываем о самых значимых периодах становления нашего региона. Сегодняшняя публикация – вторая часть основных тезисов открытой лекции на тему «Особенности развития Кузбасса в 1920-е гг.», которую прочитала в Кемеровском областном краеведческом музее доктор исторических наук, профессор КемГУ Елена Сергеевна Генина (начало в номере за 30.05.19).

Дела партии, комсомола и пионерии

Январский пленум ЦК РКП(б) 1924 года, объявивший «ленинский призыв» в партию, предопределил укрепление внутрипартийного единства. Постановление пленума «О приеме рабочих от станка в партию» предполагало, что «надо добиваться отбора лучших, наиболее стойких и активных рабочих для приема в партию, с одной стороны, и общего укрепления связей нашей партии с широкими беспартийными массами рабочих – с другой».

Ответом на призыв пленума послужили действия партийных организаций на местах. 7 февраля 1924 года Томский губком РКП(б) при обсуждении вопроса «О росте Томской организации» принял решение: «а) организовать коллективное вступление рабочих в партию; б) работу по вовлечению сосредоточить в рабочих районах (Анжерка, Боготол, Ленино, Тайга, Прокопьевск и Кемерово); в) ударными пунктами наметить Анжерку и Тайгу; г) для проведения этой работы послать по одному уполномоченному в Анжерку, Боготол, Кемерово и Прокопьевск, а Тайгу обслужить эпизодическими выездами членов президиума губкома». Как видим, основные действия должны были развернуться в рабочих районах Кузбасса. За время призыва в партийные организации Томской губернии вступили 1738 человек. Удельный вес рабочих в составе коммунистов увеличился с 42 до 52%. «Ленинский призыв» завершился к маю 1924 года.

Создавались в Кузбассе и первые комсомольские ячейки. В декабре 1919 года в Мариинске и Мариинском уезде появились исполбюро уездкома РКСМ. Членами уездкома РКСМ созданы ячейки комсомола в Мариинском, Тяжинском, Тисульском и других районах.

14-15 мая 1920 года была проведена 1-я Томская уездная конференция. По свидетельству докладов с мест, лучше всех работа велась в Анжеро-Судженском районе, где насчитывалось пять организаций и 600 членов комсомола. К тому времени Тайгинская организация насчитывала 129 комсомольцев, Юргинская – 15. В Щегловском уезде к 4 октября 1920 года существовало 54 организации, насчитывалось около 1500 членов комсомола.

Решением Сиббюро ЦК РКСМ от 11 апреля 1921 года в Кузбассе создавалась комиссия Сиббюро ЦК РКСМ, на которую возлагались руководство, координирование работы Союза в Кузнецком районе. На территории Кузбасса объединялась и молодежь малых народностей. Первая конференция рабочей татарской молодежи Ленинского рудника прошла 2 декабря 1922 года. Организовать ячейки РКСМ 30 сентября 1923 года решила чувашская молодежь Мариинского уезда.

После образования первых ячеек комсомола молодые люди активно участвовали в становлении Советской власти. Важным направлением деятельности стала организация трудовых субботников. Так, 20 комсомольцев Андреевского рудника Ново-Судженских каменноугольных копей в марте 1920 года, проработав 6 часов в шахте, добыли 1020 пудов угля. Во время второго субботника, в котором приняли участие около 30 человек, было добыто 1140 пудов угля. В третьем субботнике участвовало 40 человек, 15 из которых добыли в шахте 700 пудов угля, а остальные были заняты на расчистке железной дороги.

В 1920-е годы в Кузбассе появились первые пионерские отряды. Пионеры оказывали помощь в ликвидации неграмотности, принимали участие в борьбе с беспризорностью, собирали посылки голодающим Поволжья. В 1925 году в Крыму открылся Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Тогда же в Прокопьевске начал действовать первый пионерлагерь, в котором дети жили в палатках и шалашах.

Активные помощники

Октябрьская революция изначально оценивалась в качестве пролога революции всемирной. С этой идеей связывались и Ноябрьская революция 1918 года в Германии, и возникновение Советской республики в Венгрии весной 1919 года, и поход советских войск на Варшаву в июле-августе 1920-го.

В 1920-е годы пропаганда идеи мировой революции на местах осуществлялась через деятельность советской секции Международной организации помощи борцам революции (МОПР). Эта организация была создана в 1922 году и действовала наряду с такими массовыми революционными организациями, как Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919 год), Профинтерн (1920-1921 годы), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921 год) и другими. 20 октября 1924-го Томский губернский комитет МОПР утвердил Устав региональной организации. В соответствии с ним действовали ячейки МОПР в Кузбассе. Основная задача губернской организации МОПР заключалась в «оказании всемерной материальной и моральной помощи борцам за дело Социалистической Революции, заключенным в тюрьмах и застенках буржуазных стран, а также их семьям и детям». Членом МОПР мог стать трудящийся, достигший 14-летнего возраста, не лишенный избирательных прав, признающий диктатуру пролетариата, сочувствующий классовой борьбе за идеалы коммунизма и принимающий участие в работе организации.

Средства губкома МОПР, пересылаемые в центр, образовывались из вступительных и членских взносов, добровольных отчислений и пожертвований, продажи изданий и т. п., средств воскресников и специально отработанных дней и часов, доходов от докладов, лекций и т. д. В 1925 году в Томской губернии предполагалось создание групп «Друзья МОПР», объединявших молодежь до 15 лет.

Днем МОПР стал День Парижской коммуны, ежегодно отмечаемый 18 марта. С целью популяризации идей МОПР в массах агиткампании обычно приурочивали к революционным праздникам: 23 февраля (День годовщины Красной Армии), 8 марта (Международный день работниц), 12 марта (День Февральской революции), 18 марта (День Парижской коммуны), 22 апреля (День рождения В.И. Ленина), 1 мая (Международный праздник трудящихся).

В 1920-е годы организации МОПР начали действовать в Щегловском, Кузнецком, Мариинском уездах, где они пользовались поддержкой населения.

Воинствующие безбожники

В начале 1920-х годов влияние церкви на население Сибири было велико. «Исправлять» ситуацию решили следующими мерами. В антирелигиозной пропаганде тех лет в Сибири использовались массовые демонстрации, карнавалы во время религиозных праздников («комсомольское рождество», «комсомольская пасха»). Проходили диспуты, лекции, беседы, естественнонаучные экскурсии, культивировались новые обряды. Газета «Коммуна»» оставила свидетельство об одной из антирелигиозных демонстраций в Анжеро-Судженске в начале 1923 года:

«У рабочего клуба участники разбились на две группы. Одна – «рабы» религии и капитала» с «церковью» во главе, с «генералом» и капиталистом, другая группа изображала восставших рабочих. При встрече «поп» уговаривает «восставших» не противиться «властям», грозит карой небесной. Генерал «грозит» поркой и расстрелом, «капиталист» предлагает выдать «вождей», обещая прибавку. Из противоположной группы им отвечает рабочий-агитатор. Под одобрительные крики и пение «Интернационала» обе группы сжигают «церковь». После антирождественской демонстрации в клубе была поставлена антирелигиозная пьеса».

В середине 1920-х – 1930-е годы развернулось решительное наступление на церковь. В 1925-м в него включился «Союз воинствующих безбожников» (СВБ). Центральному Совету СВБ подчинялись областные советы, им – городские и районные, руководившие первичными ячейками на предприятиях, в учреждениях, деревнях. СВБ действовал по пятилетнему плану, в котором на первый год намечалось закрыть духовные школы, на второй – провести массовое закрытие церковных храмов, запретить написание религиозных сочинений и изготовление предметов культа, на третий – выслать всех церковнослужителей за границу, на четвертый – закрыть храмы других религий и на пятый – окончить намеченное и закрепить успехи.

В Сибири ячейки Союза воинствующих безбожников начали возникать в 1925 году, при них создавались кабинеты антирелигиозной работы. В Анжеро-Судженском районе на 1 июля 1931 года насчитывалось 49 ячеек СВБ, объединявших 1679 членов. Кроме того, в районе действовало девять групп Юных воинствующих безбожников (ЮВБ) в составе 520 человек. Анжеро-Судженский райком ВКП(б) поставил перед райсоветом СВБ задачу «развернуть широкую вербовку рабочих и колхозников в ряды СВБ с таким расчетом, чтобы к I/I–32 г. утроить количество членов районной организации. К этому же сроку организовать ячейки СВБ при всех шахтах, строительных участках, школах, крупнейших колхозах, коммунах и учреждениях, превращая шахтовые ячейки СВБ в базы антирелигиозной пропаганды». В первой половине 1931 года массовая работа местных антирелигиозников заключалась в проведении лекций, докладов и бесед. В числе организованных кампаний – перевыборы Советов, весенняя посевная, антипасхальная, первомайская, антитроицкая.

С конца 1920-х годов борьба с религией стала рассматриваться как одна из форм классовой борьбы. Наступление на церковь явилось составной частью борьбы с кулачеством в период коллективизации.

1920-е годы – это один из ключевых, переломных этапов в жизни Кузбасса. Изменения, происходившие в экономической и общественно-политической сферах, оказывали влияние на массовое сознание. В это время закладывались основы всего последующего развития Кузбасса в советский период истории.

Другие статьи на эту тему

10 августа

Сегодня в Кузбассе состоится «Гонка Сибиряков. Лето 2019»

На территории танковой переправы в районе с. Верх-Тайменка Юргинского района состоится зрелищная «Гонка Сибиряков. Лето…

Повторение пройденного: полвека спустя

И в наше прагматичное время находятся романтики, стремящиеся хотя бы ненадолго сменить городской комфорт на свежий воздух и ночевки в палатке.

06 августа

Сергей Цивилев начал свою третью отчетную конференцию

В  12.00 в администрации Кемеровской области началась большая отчетная конференция губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.  Она…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети