История Копикуза

26 мая 2019 | Оксана Сохарева
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КемГУ Олег Валериевич Баев.

 Наша газета продолжает реализацию проекта «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю». Вместе с известными учеными и краеведами мы рассказываем о важнейших вехах развития региона. Очередную открытую лекцию в областном краеведческом музее провел кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России КемГУ Олег Валериевич Баев. Ее тема: «Иностранный капитал в Кузнецком бассейне. История Копикуза»

 

Процесс привлечения иностранного капитала, инвестиций в наш регион начался в конце XIX века. С самого начала были две точки зрения на этот процесс. Одна часть экономистов, ученых, предпринимателей считала, что это необходимо, ведь таким образом наша страна становится частью мировой цивилизации. Другие считали, что, допуская к себе иностранный капитал, мы теряем часть национальный самобытности, что иностранные капиталисты, инвесторы закабаляют. Истина, как всегда, лежит где-то посередине…

В конце XIX века Кузнецкий бассейн вовлекается в экономическую жизнь России. В стране начинается развитие черной и цветной металлургии. Начинает строиться Транссибирская железнодорожная магистраль, которая сделала возможным относительно дешевое перемещение грузов, товаров из Сибири в европейскую часть России и обратно. С началом ее строительства усиливается внимание и к нашему региону, в том числе и со стороны иностранных предпринимателей.

 Первые неудачные попытки

В конце 80-х годов XIX века в Кузбасс с экспедицией приезжает французский инженер Буланже. В 1891 году он выпускает в Париже книгу «Записки о путешествии в Сибирь», и таким образом наш регион становится всемирно известным в широких кругах инженеров, предпринимателей, экономистов. Уже в 1893 году в Санкт-Петербурге было учреждено предприятие под названием «Сибирское металлургическое и горное акционерное общество». Основным учредителем его, потенциальным владельцем был Санкт-Петербургский международный коммерческий банк. В его создании в свое время принимали участие, прежде всего, немецкие, во вторую очередь французские финансисты. То есть изначально это был международный финансовый институт. И вот учредители акционерного общества из этого банка собирались построить металлургический завод, чтобы производить рельсы. Ведь в конце XIX века в России очень активно развивалось железнодорожное строительство. Планировалось развитие и угледобывающей промышленности. Учредители оптимистично смотрели на свои перспективы. Тем не менее, «Сибирское металлургическое и горное акционерное общество» не смогло собрать уставной капитал. Таким образом, нужно признать, что первая попытка привлечения к нам иностранных инвесторов не удалась.

Один из представителей известной семьи русских предпринимателей Мамонтовых, Савва Иванович Мамонтов, в 90-х годах XIX века учреждает еще одно предприятие под названием «Акционерное общество восточно-сибирских чугуноплавильных, железоделательных и металлургических заводов». Он делает попытку реанимировать деятельность в том числе Гурьвского железоделательного завода. Проблема была в том, что по железной дороге из европейской части России стало возможным привозить в Сибирь относительно дешевую металлургическую продукцию из других регионов. В частности, из южного экономического района (это территория современной восточной Украины, Донбасса). А Гурьевский железоделательный завод был довольно старый. И если до этого его продукция находила сбыт в нашем регионе по относительно высоким ценам, то теперь конкурентную борьбу предприятие стало проигрывать. Неудачным для реализации идеи Мамонтова оказалось само время. На рубеже XIX–XX веков начинается экономический кризис. Одной из его жертв как раз и стало «Общество восточно-сибирских чугуноплавильных, железоделательных и металлургических заводов». В результате в 1908 году Гурьевский завод вообще закрывается.

Добыча каменного угля у нас в то время оставалась на достаточно низком уровне – от 150 тысяч до 190 тысяч пудов. Просто на него не было потребителя. Ведь в начале XX века основным потребителем каменного угля были металлургические заводы. И вот Гурьевский завод закрыт, а везти уголь в отдаленные регионы было достаточно дорого…

Взялись за дело с головой

Кризис был преодолен в начале 1910-х годов, когда появились люди, которые нашли возможность привлечь деньги. Учредителями Копикуза (сокращенное название «Кузнецких каменноугольных копей») стали два человека. Владимир Федорович Трепов, бывший туркестанский генерал-губернатор, получил право на разработку природных богатств нашего региона. За деньгами он обратился к Сергею Степановичу Хрулеву, председателю правления Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, который и стал вторым учредителем Копикуза. Напомним, именно у этого банка за 20 лет до того была неудачная попытка поучаствовать в эксплуатации природных богатств Кузнецкого бассейна.

Чтобы понять, насколько велики эти богатства, в Кузбасс была организована экспедиция с участием инженеров и геологов, в том числе французских. Привлечение французских инженеров показывает, что учредители Копикуза изначально планировали участие в этом проекте иностранных капиталов.

Было учреждено предприятие, принят устав, выпущено 60 тысяч акций на 60 миллионов рублей – это был крупный капитал. Почти половину акций приобрели французские компании. В том числе «Генеральное общество» («Сосьете Женераль», этот банк и сегодня известен). Примерно по 25% акций было у двух крупных российских банков – Санкт-Петербургского международного банка и Русско-Азиатского банка. Небольшую долю оставил себе Трепов – два с лишним процента.

Если добавить к 50% французских денег вклад российских банков, которые тоже частично принадлежали иностранцам, то можно сказать, что Копикуз в момент своего учреждения в 1912 году в большей своей части принадлежал иностранным инвесторам. Прежде всего, французским, в меньшей степени – немецким (опосредовано, через банки).

Копикуз подошел к задаче последовательно и профессионально. Учредители сразу занялись геологическими исследованиями всего Кузбасса (к слову, их результатами пользовались потом десятилетия). В итоге были определены места, где надо заложить шахты. В том числе велся поиск железной руды. И наконец было принято решение, что металлургический завод следует строить в районе города Кузнецка: именно там было оптимальное соотношение месторождений каменного угля и железной руды. Также было решено, что развивать Гурьевский металлургический завод бесперспективно.

Начало развития

Проблемой стало то, что Транссибирская магистраль прошла только по самому северу Кузбасса. Для эффективного развития региона необходимо было соединить основные угледобывающие районы Кузбасса с Транссибом. С этой целью было учреждено акционерное общество «Кольчугинские железные дороги». Основной его задачей было построить дорогу от Кольчугино до Юрги, ветку от Топок до Кемерова. И вот уже 2 сентября 1915 года открылось товарное движение от Юрги до Кольчугино, а через три месяца, 1 декабря – пассажирское движение по всей линии Кольчугинской железной дороги.

Деревня Кольчугино стала основным угледобывающим центром. Копикузовцы модернизировали несколько шахт, заложили новую. Это позволило быстро увеличить добычу угля на Кольчугинском руднике в десятки раз. Эти же процессы шли на Кемеровской копи.

15 октября 1915 года принимается решение о строительстве в Кемерове Коксохимического завода. Подрядчиком была приглашена бельгийская фирма. Работы шли быстро. К 1 марта 1917 года было завершено 86% строительных работ, в том числе канатная дорога, водокачка, механические мастерские. Конечно, самым важным итоговым проектом Копикуза должен был стать металлургический завод. Учредители рассчитывали на то, что государство даст на эти цели кредит. Но Госдума отказала в его предоставлении…

Без дивидендов, но с благодарностью

В 1917 году произошла февральская революция. Это стало еще одним серьезным вызовом для акционерного общества, созданного в 1912 году. Ведь в 1914-м началась Первая мировая война…

Когда предприятие связано с иностранным капиталом, поставками оборудования из-за рубежа и так далее, – любые боевые действия оказывают на него негативное воздействие. Так, например, корабль, который вез оборудование для Копикуза, был потоплен. Также не хватало рабочей силы: наш регион и так не был густо заселен, а тут еще началась мобилизация…

Копикуз попытался завершить строительство Коксохима, начал строительство металлургического завода в районе Кузнецка. Но в условиях гражданской войны строить было тяжело. Можно сказать, что деятельность Копикуза не получила результата, на который рассчитывали учредители. Ведь это была попытка создать многоотраслевое предприятие, а не просто организовать добычу угля. В итоге за семь лет существования у Копикуза не было ни одной выплаты дивидендов. И те деньги, которые инвесторы вложили, они потеряли. А в начале 1920 года Копикуз был национализирован.

В 1986-м, во время перестройки Горбачев начал переговоры по компенсации французским инвесторам, ведь эта страна была основным кредитором Российской империи. Переговоры шли более десяти лет, соглашение было подписано. По нему бывшие владельцы облигаций российских государственных займов (их наследники) спустя сто лет получили определенные суммы, но они были очень незначительными и не сопоставимыми с теми, что были потрачены. Между тем для части иностранцев потеря денег стала трагедией, некоторые буквально на последние средства покупали акции: тогда считалось, что вложение в Россию выгодно и надежно…

И все же, подытоживая, можно сказать, что Копикуз сыграл важную роль в становлении и развитии нашего региона.

Другие статьи на эту тему

Пьянство и преступность

О чем писал «Кузбасс» в эти дни много лет назад.

Что такое кузбасская кухня?

Сегодня мы предлагаем краткое изложение лекции кемеровского краеведа Владимира Сухацкого.

Новая выставка

О чем писал «Кузбасс» в эти дни много лет назад.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети