Бонус-малус «привязали» к водителям

Хорошая новость для почти миллиона кузбасских автовладельцев. Отныне коэффициент бонус-малус, назначаемый за безаварийную езду, будет устанавливаться раз в год на единый период для всех водителей: с 1 апреля текущего года до 31 марта следующего. Причем аккуратному автомобилисту, который допущен к управлению несколькими транспортными средствами и имеет несколько КБМ с разными значениями, страховщики назначат один бонус-малус – наименьший.
Изменения предусмотрены той частью нового Указания Центробанка о предельных размерах тарифов на ОСАГО, которая вступила в силу с 1 апреля 2019 года.
Прежде водители страховали свою гражданскую ответственность в отношении каждого авто, которым они управляли. Соответственно, коэффициенты бонус-малус были привязаны к договорам ОСАГО, оформленным на различные транспортные средства. Один и тот же водитель по одному полису мог иметь КБМ, равный 0,55, по другому – 0,7, по третьему – 1… При этом, если он совершал аварию на автомобиле, к управлению которым был допущен неограниченный круг лиц, страдал в итоге собственник авто, КБМ которого в дальнейшем повышался. А виновник ДТП выходил сухим из воды, его бонус-малус не увеличивался.
«Теперь коэффициент бонус-малус привязан к конкретному водителю, что более справедливо, – разъясняет Сергей Драница, управляющий Отделением Кемерово Банка России. – Новая система будет учитывать ДТП по вине водителей даже для таких вот «мультиполисов». Во внимание будут приняты не только выплаты, произведенные автостраховщиками с действующими лицензиями, но и все случаи выплат по обязательствам компаний, которые уже ушли с рынка. И водитель-нарушитель получит в итоге один повышающий коэффициент».
Для тех, кто в отчетном периоде ездил аккуратно, коэффициент тоже останется один, но минимальный, то есть самый выгодный для человека.
В первый год действия новшества величина коэффициента бонус-малус будет определяться по всем договорам ОСАГО, заключенным водителем за два предшествующих года, с 1 апреля 2017-го по 31 марта 2019-го. А начиная с апреля 2020-го бонус-малус будет корректироваться на основании ежегодных сведений. (Для юридических лиц значение КБМ также будет устанавливаться на год – как среднее арифметическое по всем автомобилям автопарка).
Новый порядок расчета КБМ имеет и другой бесспорный плюс. Ранее при перерыве в страховании по ОСАГО на год и более скидка за безаварийную езду попросту обнулялась, и в дальнейшем даже опытный аккуратный водитель вынужден был возобновлять страхование на тех же условиях, что и новичок. Теперь скидка «сгорать» не будет.
По данным Российского союза автостраховщиков, около 80% автомобилистов ездят без аварий. Так что новая система будет выгодна большинству.
В январе 2019 года, напомним, вступили в силу другие новшества ценообразования на «автогражданку». Страховщики получили право на 20% «раздвинуть» верхнюю и нижнюю границы тарифного коридора и стали более детально определять коэффициент возраст-стаж (вместо четырех градаций ввели 58). Опытные кузбасские автомобилисты, перезаключившие договоры ОСАГО с начала года, отмечают: полисы подешевели.
1