Уголь – в законе!

30 марта 2019 | Наталья Гузева

На заседании круглого стола комитета Государственной Думы РФ по энергетике в Кемерове обсуждались важные проблемы отрасли. Фото Сергея Гавриленко.

В Кемерове прошел выездной круглый стол комитета Государственной Думы РФ по энергетике на тему «Законодательное обеспечение развития угольной отрасли». В его работе приняли участие депутаты Госдумы, представители Минэнерго, ФАС, Ростехнадзора, областной администрации и промышленных предприятий. Кузбасский губернатор Сергей Цивилев уверен, что такой подход законодателей – выезжать в территорию и искать решение наболевших проблем не в московских кабинетах, а непосредственно в регионе угледобычи – является правильным. Тем более что вопросы участники встречи обсуждали архиважные.

Ключевая отрасль

В последние годы об угольной отрасли говорится много и не всегда в положительном свете: Парижское соглашение, экология, внимание к другим видам генерации играют свою роль. Но для Кузбасса (так сложилось исторически) именно угледобывающая промышленность является основным драйвером экономики. Уголь, по словам председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, долгие годы обеспечивал надежность мирового энергобаланса, но сейчас теряет позиции.

«Запрос на более эффективную, гибкую, маневренную генерацию, введение платы за выбросы – всё это толкает компании и страны менять свое отношение к угольной генерации», – отметил Павел Николаевич.

Так может ли уголь быть более экономически выгодным для потребителя и экологически чистым? Может! – уверены участники круглого стола. Но для этого необходимо принять ряд решений, в том числе на уровне законодательном.

Об этом говорил и губернатор Сергей Цивилев. Он убежден, что за угольной отраслью – будущее.

«Единица энергии, полученная из угля, должна быть в два с половиной раза дешевле, чем из газа, и у нас для этого есть все основания, и мы можем этого соотношения добиться», – подчеркнул Сергей Евгеньевич.

Он также напомнил, что одним из основных факторов, сдерживающих развитие отрасли, является нехватка железнодорожных мощностей. В конце августа прошлого года в Кемерове прошло заседание Комиссии по вопросам Стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности под председательством президента России Владимира Путина. По его итогам был подписан протокол, где зафиксированы планы по развитию сети РЖД до 2025 года. Однако и это важнейшее решение обеспечит провозную способность только 10-15% от возможностей кузбасских угольщиков…

Но в первую очередь необходимо заняться вопросами экологии. И в нашем регионе уже приступили к решению этой задачи. Речь идет о концепции «Чистый уголь – чистый Кузбасс». Это комплекс мероприятий, которые изменят экологическое состояние области, в особенности угледобывающих центров (мы уже сообщали о том, что в регионе запрещен проезд углевозов по дорогам общего пользования и по территории населенных пунктов, за исключением грузовиков с топливом, которое подвозится населению или на городские котельные; ведется работа и с собственниками железнодорожных тупиков).

Еще одна из болевых точек – выделение участков под разработку без учета мнения региона.

«У субъектов РФ сейчас отсутствует законодательное право влиять на выдачу участков недр, мнение региона носит рекомендательный характер. Будем добиваться, чтобы новые лицензии выдавались только при учете мнения региона с обязательствами по ликвидации экологического ущерба, в том числе прошлых лет», – пояснил Сергей Цивилев.

Другая взаимосвязанная проблема – санитарно-защитные зоны. В настоящее время они составляют всего 1 км от мест ведения открытых горных работ. Причем требования тоже носят рекомендательный характер. Губернатор отметил, что необходимы четко закрепленные законом границы санитарно-защитной зоны. Причем лицензии для новых компаний должны выдавать уже при соблюдении двухкилометровых санитарно-защитных зон.

Отдельно Сергей Цивилев остановился на незаконной добыче угля. В настоящее время для «черных копателей» предусмотрен только штраф. Губернатор уверен, что за такие действия необходимо законодательно вводить уголовную ответственность.

«Вопросов очень много, и все они важны для жителей угледобывающих регионов. Прошу депутатов поддержать данные инициативы, в том числе «Чистый уголь – чистый Кузбасс», – сказал губернатор Кузбасса. – И об этом мы намерены открыто говорить на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге».

Глобальные вопросы

Замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский напомнил, что в прошлом году угольщики страны добыли порядка 440 млн тонн черного золота и 210 млн из них отправили на экспорт.

«Это самый высокий показатель в истории Российской Федерации», – уточнил Анатолий Борисович.

Тем не менее отрасль находится «в зоне риска». В том числе от того режима работы, который устанавливается внутри страны. Так, уже давно требуется внесение изменений в закон о недрах, Земельный и Градостроительный кодексы.

«Это задача, которая уже много лет не решается», – признал Яновский.

Кроме того, с 2010-го по 2019 год затраты угольных компаний выросли в 1,9 раза в части поставок на внутренний рынок и в 2,3 раза – на экспорт. А инициатива, которую прорабатывает Минэкономразвития по введению «инвестиционного тарифа» на перевозки, может привести к дополнительным затратам. По словам Анатолия Яновского, сейчас идет работа над Программой развития угольной промышленности РФ до 2035 года (прежний документ будет актуализирован).

«Необходимо обеспечить синхронизацию портового строительства и перевозок по железной дороге, – обозначил задачу Анатолий Борисович. – Надеемся, нам удастся в рамках программы сбалансировать усилия разных отраслей».

Кроме того, сейчас на первый план выходит природоохранная тематика.

«Я бы отметил документ, который мы подготовили. Он скоро будет внесен в Госдуму, – сообщил замминистра. – Документ позволит использовать вскрышные отходы добычи полезных ископаемых и золу для закладки в карьер при рекультивации нарушенных земель».

Это будет большим плюсом для угольщиков. Как отметил один из участников совещания, «непонятно, почему я не могу закопать обратно то, что вынул из земли». Как ни парадоксально, но сейчас дело обстоит именно так.

С другой стороны, Анатолий Яновский выразил опасения по поводу законопроекта о государственном регулировании парниковых газов, который сейчас обсуждается. Документ содержит массу неоднозначных моментов, и в существующем виде его принятие может иметь для отрасли катастрофические последствия. Поэтому Анатолий Борисович просил депутатский корпус отнестись к этому вопросу «очень взвешенно» и задать министерству природных ресурсов вопросы в рамках мониторинга реализации закона, касающегося внедрения НДТ.

Открытый диалог

На заседание комитета по энергетике пригласили тех, кто непосредственно связан с угольной отраслью, – руководителей компаний. Так, генеральный директор компании «Стройсервис» Дмитрий Николаев попросил представителей законодательной и исполнительной власти обратить внимание на общее количество проверок, ведущихся сегодня в отношении угольных компаний. Зачастую они дублируют друг друга, отвлекая сотрудников от работы и отнимая много времени. Необходимо навести порядок с основаниями для проверок, особенно – внеплановых.

Помимо этого он озвучил ряд предложений, касающихся решения проблемы обеспечения угольщиков нефтепродуктами как крупных оптовых покупателей и ценообразования на топливо. Также Дмитрий Николаев напомнил о проблеме комплексного сноса жилья на подработанных территориях.

«Этот вопрос уже поднимался, но до сих пор не отрегулирован», – отметил Дмитрий Николаев.

Генеральный директор Сибирской генерирующей компании (СГК) Степан Солженицын представлял на заседании сферу угольной генерации, столь значимую для нашего региона.

«Всё, что было сказано сегодня про безопасность, про экологию, про эффективность и человеческий капитал, – всё это применимо к энергетике, но со своей спецификой», – уточнил он.

Как пояснил Степан Александрович, у компании есть несколько главных целей: обеспечение надёжности энергосистемы, экология. Поэтому СГК в рамках концепции «Чистый уголь – чистый Кузбасс» выступает за чистую угольную генерацию. Причем, говоря об экологии, по мнению Степана Солженицына, следует учитывать не только строгое выполнение предприятиями требований природоохранного законодательства, но и такие факторы, как печное отопление, выхлопные газы автотранспорта, которые могут повышать концентрацию в воздухе вредных веществ. Эти вопросы тоже необходимо решать.

Ещё одна цель СГК – конкуренция. Приемлемых цен на тепло и электроэнергию (а они у нас самые низкие) удаётся добиться, в том числе благодаря социально ориентированной политике компании и одновременной выработке тепловой и электрической энергии.

«Нам приходится конкурировать за кошелёк населения и бизнеса, которые не хотели бы тратить на электроэнергию и тепло лишнюю копейку. И это очень важно, потому что когда мы говорим о прорывной технологии, это имеет денежные последствия, которые следует учесть. Реализм находится где-то посередине», – считает Степан Солженицын.

И здесь надежды отрасли связаны с федеральной программой ДПМ-штрих (ДПМ-2) по модернизации тепловых электростанций и возможностью отбора в неё угольных станций. Выбор проектов должен пройти в апреле-мае, свои предложения по включению в конкурсный отбор некоторых кузбасских электростанций СГК уже подготовила. Также нужна поддержка когенерации, комбинированной выработки электроэнергии и тепла, в том числе при помощи инструментов тарифного регулирования, прежде всего, долгосрочных тарифов.

Не мог обойти вниманием руководитель СГК и больную тему для производителей тепла в Кемеровской области – вопрос компенсации выпадающих доходов (КВД) ресурсоснабжающих организаций из бюджета региона. Это особенность Кузбасса, когда бюджет поддерживает все категории населения – и малоимущих, и вполне обеспеченных граждан – при оплате коммунальных услуг.

«Это делает всю систему зависимой от того, когда бюджет отдаст эти деньги, – пояснил Степан Солженицын. – Было бы правильно от такой практики отходить. Конечно, здесь необходимо политическое решение».

…По итогам работы круглого стола будут составлены рекомендации для последующего обсуждения в Госдуме. Как отметил Павел Завальный, вероятность того, что ряд предложений кузбасских угольщиков и энергетиков найдет отражение в законах, очень высока.

Другие статьи на эту тему

Железнодорожники и угольщики Кузбасса собрались за круглым столом

В Кемерове состоялось совещание, на котором обсуждались проблемы транспортировки угля железнодорожным транспортом.

13 июня

На реализацию нацпроектов в Кузбассе потратят 25 миллиардов рублей

В текущем году на реализацию нацпроектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда»,…

Дорогу «зеленой» экономике

В Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме кузбасская делегация представила наш регион в обновленном формате.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети