Мягкое море идей

18 марта 2019 | Алена Смирнова

Андрей Рыбак в школе. Фото Валентины Клейменовой.

Кузбасский учитель лепит из пластилина знаковые исторические события. 

Для того чтобы заинтересовать своих учеников историей, педагог школы №14 города Киселёвска Андрей Рыбак придумали необычный ход. В качестве наглядного пособия он использует фигурки из пластилина.

«Когда я учился в школе, родители выписывали журнал «Пионер», – вспоминает Андрей Николаевич. – В одном из номеров я прочитал про мальчика, который увлекался лепкой. Из пластилина у него выходили очень хорошие солдатики. Тогда и мне захотелось попробовать что-нибудь слепить, причем не просто миниатюрки, а исторические события, сражения».

Маленький Андрей стал больше времени посвящать истории, много читал, осваивал технику лепки, ведь он поставил перед собой непростую задачу – научиться создавать точные копии. Причем особое внимание уделял именно форме солдат.

Можно сказать, что это хобби отчасти повлияло и на выбор его жизненного пути. Почти 20 лет Андрей Рыбак прослужил на Тихоокеанском флоте.

«Хоть фамилия у меня и Рыбак, никогда серьезно не рыбачил, в числе моего самого богатого «улова» только краб, да и то на старой черно-белой фотокарточке», – смеется Андрей Николаевич.

Позже он окончил педагогическую академию. Во время учебы работал в дежурной части милиции, дорос даже до должности руководителя. А о своем детском увлечении лепкой вспомнил уже в зрелом возрасте, когда пришел работать в школу. (Кстати, обе дочери Андрея Рыбака – Елена и Мария – тоже связали свою жизнь с учительством, трудятся в разных школах Киселёвска. Да и супруга Ирина Николаевна – педагог, преподает в местной музыкальной школе по классу аккордеона).

«Помню, первое занятие, которое я провел, было посвящено древним людям, – рассказывает Андрей Николаевич. – Долго думал, как увлечь детей, сконцентрировать их на предмете. Директор школы Игорь Георгиевич Шафф посоветовал обратить внимание на форму подачи материала, чтобы она была яркой, запоминающейся. И тут меня посетила идея – заранее слепил мамонтенка, человечков…».

В итоге детям очень понравился учитель, на время превратившийся в настоящего актера, и его поделки, похожие на декорации к спектаклю или фильму. В общем, завоевать авторитет в классе Андрею Николаевичу удалось, и поэтому он решил двигаться в том же направлении, не теряя выбранного курса. Как говорится: «Поднять паруса!».

Учитель истории (справа) и учитель технологии за работой над панорамой «Оборона Брестской крепости». Фото Валентины Клейменовой.

Со временем у учителя истории Андрея Рыбака появился в школе коллега-единомышленник – учитель технологии Арам Саакян, который тоже с воодушевлением включился в творчество. Первым их совместным масштабным проектом несколько лет назад стала панорама Полтавского сражения. Кстати, все фигурки, задействованные в этой «битве», можно потрогать, подвигать. Неудивительно, что ученикам задумка сразу понравилась… А самые активные ребята участвуют в этом прикладном эксперименте даже в качестве помощников создателей наглядных пособий.

«Хотят научиться работать с пластилином многие ученики, – отмечает Андрей Николаевич. – Вот только, к сожалению, не у всех это получается, ведь процесс создания миниатюрок требует терпения, аккуратности, точности. Поэтому остаются только самые стойкие и увлеченные».

Следующей военно-исторической миниатюрой, появившейся в школе №14, стало Бородинское сражение. Затем – битва у стен Кремля, штурм Рейхстага и много другое. Причем все работы поражают кропотливостью затраченного на них труда, в каждой – несколько десятков персонажей и максимально точное воспроизведение местности. Взять, например, «Оборону Брестской крепости». Ширина этой панорамы – около 70 сантиметров, глубина – 50, высота – около 40. Фигурки же не больше спички. А для долговечности солдатики еще и покрыты лаком.

«Выбираем всегда самые драматичные, зрелищные исторические события, – объясняет учитель Рыбак. – Ведь, например, ту же аграрную реформу Столыпина не изобразить…»

Его часто спрашивают, сколько пластилина уходит на одну миниатюру.

«Они думают, что запасы делаем в промышленных объемах, – смеется Андрей Николаевич. – На самом же деле одной пачки даже больше, чем достаточно. Ведь в композиции кроме пластилина используется масса других материалов. Прежде, чем приступить к работе, изготавливаем макет, продумываем персонажей, сюжет, военную форму, специфику местности».

Одна «историческая» работа из киселёвской школы даже попала в музей ГУ МВД России по Кемеровской области – в качестве подарка. А некоторые фигурки время от времени просто исчезают с панорам – это их ребята втихую забирают для игры. Но Андрей Николаевич делает вид, что ничего не замечает:

«Пусть играют, – говорит он. – Мне даже приятно, значит, солдатики нравятся… Конечно, пластилиновые уроки интересны только младшим школьникам, у старшеклассников уже другие заботы и горизонты. Их захватила глобальная смартфонизация. Задача родителей и педагогов – не допустить, чтобы ребятишек унесло в море интернета, а в сети они должны попадать только в игре».

«Штурм Рейхстага». Совместная работа Андрея Рыбака и Арама Саакяна.

Другие статьи на эту тему

20 июня

Несколько школ и техникумов Кузбасса получат новое оборудование

В 2019 году 49 образовательных организаций (41 школа и восемь техникумов) будут оснащены современным компьютерным…

Сибирский вклад в мировую революцию

1920-е годы – это один из ключевых, переломных этапов в жизни Кузбасса. Изменения, происходившие в экономической и общественно-политической сферах, оказывали влияние на массовое сознание.

05 июня

В Кузбассе педагоги сельских школ получат навыки работы с цифровой техникой

106 педагогов из 28 сельских школ нашего региона нынешним летом пройдут повышение квалификации в рамках…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети