Клянчить игрушки – непродуктивно

20 февраля 2019 | Алена Смирнова
Фото из архива Светланы Селивановой.

Дошкольники Кузбасса осваивают азы финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, но его значимость уже успели оценить во многих странах. По словам исследователей, в современном мире финграмотность обрела статус глобальной социальной проблемы, и актуален этот вопрос уже с раннего возраста. Ведь ребенок с малых лет вливается в экономику своей семьи – ходит за покупками вместе с мамой и папой, смотрит рекламу, то есть получает первичные экономические навыки. При этом и родители, и педагоги нашей страны отмечают, что обучения финансовой грамотности в детских садах практически нет. А воспитание полезных привычек в денежной сфере поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения самостоятельности.

В Кемеровской области недавно был составлен региональный перечень опорных учреждений, реализующих дополнительные общеразвивающие программы по основам финансовой грамотности. В список вошли 15 дошкольных образовательных организаций из десяти территорий нашего региона. Теперь педагоги именно этих учреждений будут участвовать в распространении своего опыта по формированию у детей таких первичных представлений об экономических категориях, как бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела.

В Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошел конкурс методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников детских садов. В его рамках проводилась и общественно-профессиональная экспертиза программ, которые сотрудники дошкольных учреждений разработали сами.

Так, например, на очном этапе конкурса Светлана Селиванова, старший воспитатель мысковского детского сада №22 «Светлячок» представила методическую разработку «Играем в экономику», а также защитила дополнительную общеразвивающую программу «Экономика: жизнь и игра детей». В итоге представленные ею работы были отмечены в числе лучших.

Авторские проекты Светланы Валерьевны рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Преподаванием финграмотности в «Светлячке» пока занимается она одна, но другие воспитатели сейчас проходят своеобразную стажировку и уже со следующего учебного года тоже начнут проводить занятия один раз в неделю.

В программе Селивановой четыре блока. Первый называется «Труд – продукт».

«Мы изучаем профессии людей, для чего они нужны, что производят, как оценивается их труд, – поясняет Светлана Валерьевна. – Второй блок – «Реклама». Здесь важно научить ребенка понимать и различать, что ему из пиар-предложений нужно, а что нет. Донести главную идею: не всё надо покупать. Разные вещи находят своих покупателей, и то, что нужно одному, не нужно другому».

Фото из архива Светланы Селивановой.

Так постепенно педагог вместе с воспитанниками переходит от простого к сложному, сохраняя связь между тематическими блоками. Следующий из них ставит задачу дать детям примерить на себя роль предпринимателя – директора магазина игрушек. Причем они сами должны разработать и представить рекламу своей торговой точки.

«Конечно же, отдельно мы касаемся денег: монеты и бумажные купюры, как их получают и для чего, – продолжает рассказ методист. – А денежный вопрос напрямую связан с четвертым блоком – «Полезные привычки в быту». Здесь я в ненавязчивой форме объясняю детям, почему родители не всегда могут купить игрушку, а требуется определенное время, чтобы накопить на нее. Или почему родители покупают телевизор, а не игровую консоль, к примеру. Даю определение покупкам первой необходимости».

– Светлана Валерьевна, а как вы считаете, почему только 15 учреждений в Кузбассе получили сертификат для работы по программам финграмотности?

– В проблему надо вникнуть самому, а не механически пользоваться предложенной литературой. Например, я в эту тему погрузилась еще в 2004 году. Именно в тот период в наших детских магазинах появилось очень много всевозможных игрушек. Индустрия стала поставлять на прилавки такие игры, что ни один ребенок не мог пройти мимо манящей упаковки. Сколько было истерик, слез, просьб, требований… Вот тогда мне на глаза и попалась книжечка А.Д. Шатовой «Экономика и дети», а позднее – «Экология и экономика для малышей» Л.М. Клариной. Когда я их прочитала, поняла для себя, что азы экономики можно объяснить даже маленьким детям. С тех пор я основательно занялась изучением этого вопроса.

Важно отметить, что все занятия с детьми проходят в игровой форме, никаких утомительных назиданий и сложных заданий нет, ведь только так у ребенка появится желание освоить финансовую грамотность.

Для справки

Статус опорной образовательной организации присваивается в рамках реализации соглашения между департаментом образования и науки и отделением по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ в сфере повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Кузбасса на 2017–2021 годы.

Другие статьи на эту тему

15 мая

Новокузнечанин взыскал с детского сада компенсацию за падение сына с лестницы

Один из детских садов Новоильинского района Новокузнецка выплатит компенсацию ребенку, пострадавшему в его стенах. В…

Жизнь взаймы

Банк России признал уровень закредитованности населения тревожным. Вместе с экспертами мы попытались разобраться, какова реальная ссудная задолженность кузбассовцев, из чего она складывается, и какой должна быть стратегия грамотного заемщика, чтобы не жить исключительно в долг.

27 марта

Кемеровские пенсионеры прошли курсы финансовой грамотности

Завершают курс обучения финансовой грамотности более ста кемеровских пенсионеров, а также людей с ограниченными возможностями…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети