Правильно выразить мысли в общении

12 февраля 2019 | Алена Смирнова
Во время апробации итогового собеседования.

Завтра у кузбасских девятиклассников ответственный день. Им всем в первый раз предстоит пройти итоговое собеседование (ИС). «Зачет» станет дополнительным допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА). Ожидается, что 13 февраля в испытании примут участие 27912 школьников региона.

Эта новая форма допуска к ГИА стала официальной с 2019 года, до этого по всей России, в том числе и в Кузбассе, проводилась апробация – в прошлом учебном году и нынешнем. Результаты завтрашнего собеседования покажут, насколько подготовленными оказались наши ученики к такому нововведению.

«Итоговое устное собеседование – это часть реализации «Концепции преподавания русского языка и литературы», – рассказала Ольга Шитова, директор ГУ «Областной центр мониторинга качества образования». – Педагоги проверяют навыки спонтанной грамотной речи, умение школьников выражать свои мысли в общении».

Согласно Порядку ГИА, установлен единый день проведения ИС по русскому языку для всех школьников нашей страны – 13 февраля. Отметим сразу, что в случае получения «незачета» на итоговом собеседовании или неявки на него (по уважительной причине: болезнь, карантин, семейные обстоятельства), его можно будет пересдать ещё два раза: 13 марта и 6 мая. Начало собеседования в 9.00.

Комплекты текстов, тем и заданий ИС формируются Рособрнадзором и будут доступны на интернет-ресурсе (topic9.rustest.ru) непосредственно в день проведения собеседования (с 8.00 до 9.00 по местному времени).

Завтра ИС по русскому языку будет проходить в 610 образовательных организациях Кузбасса.

«Собеседование пройдет в аудиториях, оборудованных компьютером и микрофоном для записи ответов учеников, либо с использованием диктофона. В каждом кабинете будут присутствовать экзаменаторы-собеседники», – добавила Ольга Александровна.

Роль экзаменаторов могут выполнять только педагогические работники (учителя разных дисциплин), обладающие коммуникативными навыками и, конечно же, грамотной речью. А вот к проверке ответов участников ИС привлекут именно учителей русского языка и литературы.

Оценивать работы будут по двум схемам (по какой именно – образовательные организации Кузбасса выберут уже сами). Суть первого варианта заключается в проверке ответов каждого участника ИС экспертом сразу же, по системе «зачет»/«незачет». Во втором варианте эксперты начисляют баллы, внимательно изучив аудиозаписи.

Время, отведенное на каждого школьника, – 15 минут. ИС включает четыре задания, и все они относятся к базовому уровню. Это чтение вслух, пересказ, монолог и диалог с экзаменатором.

На чтение отводится всего две минуты. Ученик должен прочитать вслух небольшой (150-200 слов) текст об одном из знаменитых представителей нашей страны. Читать нужно внятно и с выражением, правильно интонируя знаки препинания, ведь только в таком случае содержимое будет адекватно восприниматься на слух. Кроме того, читать следует с естественной скоростью и без всяких «Э-э-э, а-а-а», лишних пауз… Поставить ли максимальные баллы – будет решать эксперт.

На подготовку ко второму заданию – пересказу – ученику дается до двух минут. Предлагается короткий, примерно на один абзац, текст и дополнение – высказывание, которое надо будет использовать при пересказе. Первое и второе задания могут быть тематически связаны.

Как отмечали педагоги в разных городах страны, при апробации некоторые дети не могли прочитать такие фамилии, как Раевский («Раёвский»), Циолковский («Цылковский»). Причина банальна: эти школьники впервые слышали такие фамилии. А еще могут попасться заковыристые слова вроде кристаллографии или минералогии… Здесь будет оцениваться орфоэпия.

Третье задание собеседования – монологическое высказывание.

«Ученику предлагают три варианта на выбор: он может описать предложенную картинку, рассказать о личном опыте или высказать свое мнение о проблеме, – пояснила Ольга Шитова. – Предложенные темы разнонаправлены, что позволяет выбрать наиболее интересный для себя вариант. К каждому варианту прилагаются опорные вопросы, что должно облегчить задачу участника. На обдумывание и подготовку дается одна минута, а сам монолог должен уложиться в три».

И, наконец, последнее задание – диалог. Здесь девятикласснику предстоит дать развернутые ответы на три вопроса экзаменатора (все они имеют отношение к теме, выбранной для монолога). На заключительную часть собеседования также отводится три минуты.

А теперь о главном. Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов. Максимальное же количество баллов, которое можно получить за все выполненные задания ИС, – 19.

Между тем, когда среди школьников Кемеровской области проводили опрос после пилотного ИС, практически все они отмечали, что самое сложное – это справиться с волнением. А во время выполнения заданий трудности возникали, в основном, в монологическом высказывании. Что же касается мнений экспертов, то здесь учителя отметили почти единогласно: апробация продемонстрировала неплохие коммуникативные компетенции детей, поэтому с завтрашним испытанием девятиклассники должны справиться достойно.

Окончательные итоги ИС в Кузбассе будут озвучены 19 февраля.

Другие статьи на эту тему

19 сентября

Кузбасские участники «Мастерской ГИТИС» поступили в театральные вузы

Кузбасские выпускники, которые поучаствовали в образовательном мероприятии «Мастерская ГИТИС» в рамках федерального социально-благотворительного проекта МТС…

17 сентября

Тысячи кузбасских школьников вызвались помочь инопланетянину Элу

Образовательная инициатива “Навыки XXI века” — онлайн-челлендж для проверки навыков будущего, организатором которой выступает крупнейшая российская…

Как стать генератором идей?

Андрей Мельниченко и Сергей Цивилев открыли новые аудитории Центра «УникУм» в Кемерове.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети