Увидеть себя со стороны

22 ноября 2018 | Валентина Акимова
Реконструированный бульвар Строителей в Кемерове стал популярным местом отдыха горожан всех возрастов.

Что думают о российских городах сами жители, как сделать жизнь в них комфортней? Этому было посвящено специальное федеральное исследование, проводившееся в течение двух лет. «Кузбасс» упоминал о нем, рассказывая о форуме социальных коммуникаций «ПОРА!» (он состоялся в начале ноября в Кемерове). Но результаты этой масштабной работы настолько любопытны, что мы решили рассказать о них подробнее. Тем более что непосредственный участник исследования Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии «КБ «Стрелка» (г. Москва), сразу подчеркнул: сибирские города во многом схожи между собой и заметно отличаются от других регионов России.

 Не побочный продукт основной деятельности

КБ «Стрелка» – это московское консалтинговое бюро, которое предоставляет услуги стратегического консультирования, городского планирования и управления проектами. Оно объединяет аналитиков, архитекторов, ландшафтных дизайнеров и других специалистов по городской среде. «Стрелка» помогает представителям власти, бизнеса, жителям и экспертам на местах совместно вырабатывать эффективные решения по преобразованию имеющейся городской среды. Необходимым условием для реализации проектов, которые рождаются в итоге, является учет мнений горожан. Чего они сами ждут от устройства города? Какими хотят видеть свои улицы, площади, набережные и парки?

В рамках федерального проекта «Города будущего» сбором таких мнений и занимался Центр городской антропологии во главе с Михаилом Алексеевским. Исследование затронуло 40 городов – от Калининграда до Владивостока. К настоящему времени уже больше половины из них хоть что-то, но сделали в плане переустройства. А «пионером» стал Кемерово, где уже полностью реконструированы две части бульвара Строителей из трех. Про старую «версию» бульвара горожане говорили:

«У меня такая ассоциация: большие бетонные плиты. Не знаю, сколько они уже там лет. И вот ты идёшь по ним. Я не знаю, мне уже не очень интересно как пешеходу».

Теперь на месте плит – современная зона прогулок, отдыха, развлечений и занятий спортом.

«Общественные пространства – это знак качества городской среды, – подчеркнул Михаил Алексеевский. – Ведь ими «пользуются» все независимо от возраста и социального статуса. Сделать площадь или сквер просто красивыми сегодня мало. Ключевым качеством становится их функциональность. Люди хотят понимать, что они будут здесь делать».

Но когда исследователи проанализировали все собранные данные, то поняли, что они могут не только лечь в основу какого-либо проекта. Их ценность еще и в том, что они позволяют местным жителям посмотреть на себя своими глазами, но как бы со стороны.

Что же объединяет сибирские города и отличает от других территорий России?

Борьба за человеческий капитал

По сравнению с тем же Великим Новгородом, возникшим на рубеже IX-X веков, Тюмень, Омск, Томск, Красноярск и Иркутск – города относительно «молодые». А Новосибирск, ставший городом в 1903 году, и Кемерово, отметивший лишь 100 лет, молодые без кавычек. В отличие от многих других региональных центров России, сибирские города экономически активны. И все настаивают на своей идентичности. В этом смысле показательно появление бренда «Я сибиряк»: бренда «Я дальневосточник» или «Я с Северо-Запада» не существует. По мнению организаторов исследования, эта сплоченность сибиряков очень важна.

Самой болезненной проблемой сибиряки назвали социальную: отъезд наиболее активных горожан. Михаил Алексеевский уточнил:

«Миграция говорит о том, что российское государство плавно перемещается в постиндустриальную экономику, и привязка жителей к своему городу сильно ослабевает»

. И это так. У специалиста, работающего на целлюлозно-бумажном комбинате, мало шансов трудоустроиться в другом городе, если такого комбината там нет. А рекламщик, программист, журналист ограничены в перемещениях гораздо меньше, для работы им нужны лишь голова да компьютер. Да и для учителей с врачами работа найдется везде.

«Человеческий капитал представляет сегодня большую ценность, чем полезные ископаемые, – подчеркнул Алексеевский. – Именно поэтому города вынуждены бороться за удержание активных горожан. У транзитных городов шансов на успех больше. А Кемерово и Томск, например, остро рефлексируют, что находятся в транспортном тупике: географическое положение города во многом определяет социальное восприятие перспектив его развития».

Главный драйвер миграции для молодежи – стремление получить хорошее образование. Люди постарше не удовлетворены уровнем зарплаты. Для представителей творческих профессий и специалистов узкого профиля характерна невозможность самореализации. Для возрастных горожан важен более теплый климат.

Глобальную конкуренцию городов определяют и такие факторы, как слабое развитие сервисов городской активности (в свободное время в городе некуда пойти) и низкое качество городской среды (некомфортно жить). А одним из способов повлиять на эти причины является программа создания новых общественных пространств. Таких, которые стали бы центрами городской жизни.

Урбанистические вызовы

Прочие выявленные проблемы проходили по разряду урбанистических. И здесь на первый план вышла автомобилецентричность (характерная, впрочем, не только для Сибири). Российские города не успевают за растущим парком личных авто. А попытки местных властей кое-где расширить дороги и построить развязки приводят лишь к точечным улучшениям.

«В динамично развивающемся постиндустриальном городе, где люди активно перемещаются, должен развиваться общественный транспорт. Москва уже идет по пути транспортных реформ, а большинство сибиряков живут в устаревшей парадигме, что общественный транспорт – для «лохов», у которых пока что нет машины», – сформулировал проблемы Михаил Алексеевский.

Не обошли вниманием респонденты и проблему новой жилой застройки. В отличие от центральной полосы России, Сибирь бурно строится. Однако новые микрорайоны нередко возводятся хаотично, к ним медленно подтягиваются объекты социальной и коммерческой инфраструктуры. Детских садов и школ не хватает, магазины нередко представлены «точкой» разливного пива и палаткой с сухариками, общественный транспорт ходит плохо. Самое главное отличие постсоветских городов от советских заключается в том, что появилось много торговых центров. В остальном «улучшайзинг» носит локальный характер.

Проблема «неправильных отношений» с водоемами (сибирские города стоят на великих реках) обошла Кемерово стороной. Наши набережные, что в центрально-левобережной части города, что в Кировском районе, где нынче проходит реконструкция, – пример редких для Сибири красивых и функциональных зон отдыха.

В качестве одного из самых сложных вызовов сибиряки назвали проблему городского дизайна. Фонари и лавочки могут подчеркнуть уникальность города. Но системной работы в этом направлении нет. Малые архитектурные формы выбираются словно из абстрактных каталогов, в итоге получается не «поинтересней», а вульгарно. Ощущение визуального мусора создают и рекламные вывески и баннеры.

«Нет ни одного сибирского города, где бы с этим системно поработали, создав городской дизайн-код, – уточнил Алексеевский. – В других округах РФ такая работа уже ведется».

В поисках идентичности

Особо прозвучала в ходе опроса сибиряков тема городской идентичности.

Для Сибири характерна острая проблема утраты исторического наследия, различающего наши города. В Кемерове, напомним, осталось лишь четыре (!) исторических здания «старше» ста лет. Дом, где жил голландский инженер Себальд Рутгерс, а ныне находится музей «Красная горка». Бывшая контора Копикуза на берегу Томи. Дом красного партизана Губкина по соседству с горсадом (он, впрочем, не «местный», перевезен из деревни Салтымаково). И здание старого железнодорожного вокзала.

Советскую однотипность Сибири по-новому различают разве что странные памятники. На гостей форума «ПОРА!» особое впечатление произвел памятник улыбке (слон с улиткой на центральной набережной Кемерова). Хотя лично меня больше забавляет ампутированная рука с ребенком, установленная напротив травмпункта на улице Весенней. Сегодня с ней успешно конкурирует новый фонтан возле государственной филармонии Кузбасса, с шахтерами-пигмеями на фоне контура Кемеровской области, похожего на покореженную рамку металлоискателя…

В процессе многотысячных интервью исследователи пытались получить ответ на вопрос, как сибирские города соотносят себя друг с другом. Оказалось, что со столицей Сибири всё просто: кроме Новосибирска на эту роль эпизодически претендует лишь Красноярск. В то время как в Поволжье объявить себя столицей норовит каждый город.

А вот на статус культурной столицы Сибири не претендовали только Кемерово да Тюмень. А это тревожный сигнал.

«Сражение за статус культурной столицы идет на полях культурных институций, – пояснил Михаил Алексеевский. – Если в городе есть прославленный мощный театр, конкурировать с этим сложно. Но есть еще «поле» культурной политики на уровне города, определяющее уровень городских праздников. Здесь все посыпают голову пеплом и говорят: «Главная концепция наших праздников – это Газманов и шарики». На это тоже сложно влиять. Поэтому всё большее значение в последнее время приобретает низовая инициатива, активность творческих сил города. Насыщенная культурная жизнь развивается в лофтовых пространствах, в антикафе. Городские фестивали и пикники, которые генерируют сами активные жители, как раз и создают ту насыщенную культурную жизнь, из-за отсутствия которой многие талантливые люди уезжают, даже будучи ярыми патриотами своего города. Организация подобных праздников – это еще и возможность для самореализации. Ну, а кроме того, пространства и события такого рода повышают разнообразие городской среды и обогащают горожан».

Есть о чем подумать, не правда ли?

Другие статьи на эту тему

17 апреля

Ремонт за 20% не ко двору?

В каждом муниципалитете – своя программа формирования современной городской среды в рамках федерального проекта.

15 марта

Кузбассовцы выйдут на массовый субботник

В пятницу, 15 марта, в Кемеровской области состоится массовый субботник: во всех городах и районах …

13 марта

Автоперевозки угля в Кузбассе планируют свести к минимуму

Совещание, посвященное вопросам увеличения объемов погрузки угля на станции Ерунаково,  с участием представителей РЖД, угольных…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети