Городские хроники. «Заживём, может быть…»

19 июля 2018 | Вадим Антонов
В финале каждой из пяти сцен «Бульвара надежд…» взлетают бумажные листья. Фото Вячеслава Айкина.

Под занавес сезона в Кемеровском областном театре драмы состоялась премьерная читка пьесы Эрнста Горьковского «Бульвар надежд в осенних листьях»

В Звёздном зале зрители увидели, по сути, репетицию спектакля: минимум декораций, но актёры в костюмах и играют роли не за круглым столом, а в мизансценах, заглядывая порой в текст. Режиссер-постановщик Михаил Быков называет читку эскизом спектакля (премьера планируется в новом сезоне). Впрочем, и эскиз создаёт целостное эмоциональное впечатление.

Спрессованное время в пяти сценах

«Бульвар надежд…» – драматически спрессованные полвека, от 1970-х до наших дней. Баснословные года, как, впрочем, и едва ли не все остальные в отечественной истории. Кемерово, понятно, не исключение.

Городские хроники. Пять сцен, предваряемые занятиями танцевального кружка, где исполняют русский народный танец. Новый хореограф неизменно отвергает национальную культуру, предлагая изучить самый модный в то время танец – шейк, брейк, хип-хоп, вог, тверк. Оригинальный сценарный ход – интересное режиссёрское решение. Переменчивое время как на ладони.

Действие первой сцены происходит во дворе новостройки на окраине города. Рядом – кукурузное поле, напоминающее о сельхозкультуре, провозглашённой «царицей полей». Впрочем, к началу 1970-х кукурузная кампания на одной шестой части суши канула в лету, оставив после себя серию анекдотов и поговорку: «Кукурузу надо сажать и убирать, чтобы тебя не посадили или не убрали».

Новоявленная «царица полей» не стала панацеей для решения аграрных проблем. Да и, в сущности, не бывает волшебной палочки от всех бед.

«Всё вкупе, всё вкупе», – любят говорить тренеры (профессия сродни режиссёрской), отвечая на вопрос о причинах побед или поражений.

Дом-ковчег

Новостройка – первая многоэтажка, где есть лифт. Дом-ковчег, скрещенье судеб: семьи бабки Степаниды (артистка Надежда Новикова), передовика производства Петра (Тимофей Шилов), учительницы начальных классов Юлии Михайловны (Олеся Шилова), одинокого доцента Генриха Карловича (Олег Кухарев), детей, внуков.

Из дома – пути-перепутья длиной в жизнь. Бабка Степанида – хранительница многоквартирного очага, строжилась, но всем помогала. Пётр успел уйти на пенсию до закрытия завода и не дождался жены «Любки-катастрофы» (Светлана Шилова), которая занялась челночным бизнесом… Василий (Максим Лифанов), сын передовика, вылетел из «шараги», отслужил в армии, служил в милиции… Сын учительницы Павел (Антон Остапенко) окончил институт с красным дипломом, в лихолетье остался без работы и квартиры…

«К восьмидесятому году при коммунизме будем жить. Может, не мы, но дети наши доживут до коммунизма», – декламирует Пётр в первой сцене. А дожили до энной стадии капитализма, где критерием успеха считается материальное благополучие.

К счастью, стремление к золотому тельцу не всеобщее целеполагание. При любых переменах, в любых обстоятельствах можно остаться человеком: напёрсточник Денис по прозвищу Артист (Андрей Куликов) отдает выигрыш своей бывшей учительнице, за что его карают подельники и «крыша»; в свою очередь, учительница помогает Артисту поступить в институт культуры. Хозяйка кафе Светлана Васильевна, в молодости Светка-шалава (Дарья Мартышина), по-родственному опекает бабку Степаниду, спасает её от черных риэлторов, утешая словами передовика Петра: «Заживём, может быть…»

Красноречивы приметы времени, не отраженные в большинстве мизансцен в декорациях (читка!): сломанная телефонная будка, крышка гроба у подъезда, игры в трясучку, в напёрстки, газетный киоск, где по ходу пьесы спрашивают «Юность», «Огонёк», «Московские новости», а в новое время – постеры и презервативы. В этом же ряду анекдотические причитания жены передовика: «Слава КПСС!». Не хватает разве что собаки по кличке Ваучер.

Порой кажется, что машина времени переносит зрителей в те былинно-баснословные года.

Максим Лифанов (слева) и Андрей Куликов, виртуозно сыгравшие болельщиков в «Логике льда», в новом спектакле – милиционер и напёрсточник. Фото Вячеслава Айкина.

«И мне не позабыть о нём»

«Бульвар надежд…» образует своеобразную дилогию со спортивной драмой «Логика льда» (автор идеи и продюсер спектаклей – Андрей Сельский). Взаимосвязанные, но разные миры. В новой пьесе события разворачиваются не в условно-узнаваемом Сибирске, а в нашем городе, сосредоточенном на пространстве сцены.

Впрочем, режиссер не акцентирует внимание на местном колорите. По словам Михаила Быкова, гораздо важнее показать время и человека на переломе эпох. Показать, чтобы понять.

Столица Кузбасса весомо звучит в заключительной мизансцене. Внук учительницы (Юрий Алсуфьев) знакомится с приехавшей из Питера внучкой Генриха Карловича (Анастасия Остапенко) и читает ей стихотворение Беллы Ахмадулиной «Кемерово», которое венчают такие строки:

«И город тот, меня проверив, гудел, дымил, мерцал огнём. Он величав был и приветлив, и мне не позабыть о нём».

Признанный ныне классик русской поэзии погрузилась в «глубину сибирских руд» на рубеже 1960-х после исключения из Литинститута. Во время нежданной творческой командировки Ахмадулина побывала в столице Кузбасса и, впечатлившись видом с пригорка над Томью, написала стихотворение, переходящее в оду, – «Кемерово».

Что вдохновило коренную москвичку на признание в любви к нашему городу? Наверное, сокрыта здесь тайна. Есть тема для дотошных изысканий краеведов, историков, филологов.

А для создателей «Бульвара надежд в осенних листьях» подобный вопрос из разряда риторических. Родину не выбирают. Как и времена. «В них живут и умирают».

Рассказать, раскрыть, растрогать

После читки-репетиции зрители аплодировали автору пьесы, режиссеру и актёрам драмтеатра, к коим органично, как и в «Логике льда», примкнул коллега из Театра для детей и молодёжи Евгений Белый, сыгравший роль бывшего курсанта, а ныне успешного бизнесмена.

Творческий коллектив непринужденно-раскрепощенно опровергает утверждение героя Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля»: «Есть мнение, что народный театр вскоре вытеснит профессиональный. Естественно, что актёр, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением… Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете… работала у шлифовального станка».

Во время обсуждения эскиза спектакля выступила психолог Елена Шашкова:

– Приятно удивлена увиденным. Погордилась за актёров и автора пьесы. Спектакль лёгкий и вполне гармоничный, не перегружен деталями. Некоторая незавершённость – особая изюминка. И самое главное – это очень живая работа. Благодаря свежим, интересным режиссерским решениям пьеса затрагивает самые искренние чувства. Много комичных моментов, много трогательно-грустных. Зал то взрывался смехом, то умолкал, затаив дыхание.

Действительно, «всё вкупе, всё вкупе». И практически все «ружья» по ходу действия «выстреливают». Прояснится судьба Артиста, передовика, его сына-милиционера, узнаем о причинах одиночества доцента… Пожалуй, не хватает на сцене «контрольного выстрела», но режиссёр и актёры, конечно, не оставят стараний в поисках зерна для образов.

В пьесе – ни грамма квасного патриотизма (Эльдорадо в Сибири – это где?). Заживём, может быть… Надежда на будущее – лейтмотив драматургии Антона Павловича Чехова. В мае 1890 года будущий классик мировой литературы едва не утонул, переправляясь через Томь из села Варюхино Юргинского района. Судьба хранила Чехова, и, отдохнув в Томске, он продолжил путешествие на остров Сахалин.

Заживём? Надежда никогда не умирает. «Жизнь впереди – как ещё нераскрытая книга».

Другие статьи на эту тему

Театральный сезон «особого режима»

Кемеровская драма уходит на каникулы. Чем был примечателен прошедший сезон? Как пережил театр отсутствие зрителя во время пандемии? Какие планы на будущее? Об этом говорим сегодня с Алексеем Разуковым и Антоном Безъязыковым.

24 июня

Удачно припарковались!

В Кемерове состоялось открытие нового арт-пространства «Парковка».

11 июня

Артисты кемеровского драмтеатра покажут спектакль на улице

Артисты кемеровской драмы выступят на новой площадке – прямо на парковке у театра. 12 июня…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети