Кто окажется левее?

15 апреля 2017 | Газета «Кузбасс»
Фото: Ярослава Беляева
Фото: Ярослава Беляева

В преддверии масштабной межрегиональной выставки «Сибирь – XII», которая пройдет в двух крупнейших городах Кузбасса в 2018 году, новокузнечане запустили беспрецедентный проект «Сибирь. Регионы».

Это серия выставок-визиток (в общей сложности их будет девять), которые в течение всего нынешнего года, то есть заранее, будут знакомить кузбассовцев с ведущими художниками и современным искусством всех регионов Сибирского федерального округа. Открыли проект кемеровские художники, экспозиция работала в течение марта, теперь настала очередь рассказать о себе Новосибирску. Дальше по списку Омск, Красноярск, Иркутск и так далее.

Желание сравнивать

Экспозиция «Художники Новосибирска», которую составили 75 работ, уместилась в два выставочных зала новокузнецкого Дома творческих союзов. Одно из этих помещений, большее по площади, отдали состоявшимся авторам, «академикам» Новосибирска, второе – молодежи. Разумеется, это вызвало у зрителя невольное желание сравнивать. Сравнивать и этих авторов с кемеровчанами, выставлявшимися в прошлом месяце, и новосибирцев между собой.

Экспозиция «академиков» Новосибирска открывается концептом – «Рыбой» Александра Беляева (2016, холст, масло; 100 на 80 см). Его серебристая камбала на чёрном минималистична. Эта «рыба-блин» делит пространство холста на две симметричные части, при этом намекая на то, что, при всей гармонии, у изображения есть второе дно. Камбала в данном случае предстаёт как образ искусства в целом и его содержательных аспектов в частности.

Возможно, так получилось случайно, но образ рыбы можно встретить у многих выставленных здесь авторов старшего поколения. К примеру, в триптихе Валерия Нестерова «Через черную степь» плывущую колесницу-парусник сопровождает рыба-судьба, будто высеченная на скалах древним человеком. Более земное происхождение у образа Сергея Меньшикова на картине «Удача»: два мужика несут с рыбалки большую щуку.

А вот в работах Сергея Мосиенко «Reliquarium» (Ковчег) и Вадима Иванкина «Юг» (из полиптиха «Четыре стены одного собора») отчетливо прослеживаются библейские мотивы.

Фото: Ярослава Беляева

Фото: Ярослава Беляева

Поворот на себя

Молодые художники Новосибирска в отличие от старшего поколения больше «зациклены» на себе, своем личном пространстве. К примеру, у одной из самых ярких современных художниц столицы Сибири Евгении Шадриной-Шестаковой много автопортретов, и возникает ощущение, что она предельно тщательно изучает собственное тело, причем ей интересны и самые неудобные ракурсы – с вывернутыми руками, выгнутыми пальцами. Саму себя пишет в разных интерьерах, будь то рентген-кабинет (диптих «Самый темный час», 2017) или морской пляж (триптих «Очень страшная зима», 2016), и новосибирская художница Ирина Платунова.

Пожалуй, наиболее точно объяснила нынешние творческие эксперименты с человеческим телом Евгения Шадрина-Шестакова:

– Весь профессиональный мир сейчас повернулся в сторону портрета. Интересен современный человек, потому что с ним реально что-то происходит. Может быть, это связано с виртуальными процессами ухода человека из реальной жизни. И художник пытается этого меняющегося человека найти, зафиксировать, физически его нащупать, вытянуть оттуда. Отсюда бесконечные портреты головы, рук, ног. Конечно, есть художники плохие и хорошие, но этот крик – он общий: крик о том, что я как человек еще есть.

Индустрия обязывает

– Новосибирск отличается от других регионов некоторой своей левостью, – поясняет председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России, один из организаторов выставки «Сибирь – XII» Александр Суслов. – В плане искусства это левацкий город, кстати, как и Новокузнецк. Кемерово предпочитает приверженность традициям. В какой-то степени это объясняется тем, что исторически Новосибирск и Новокузнецк – города большой индустрии и тяжелой промышленности, отсюда интерес к урбанистике в искусстве. И это ощущение накладывает отпечаток на поиск новой пластики, новых форм, нового рассмотрения окружающей действительности, которые характерны для художников этих городов.

Фото: Ярослава Беляева

Фото: Ярослава Беляева

Прямая речь

Ольга Галыгина, искусствовед (г. Новокузнецк):

– Подготовка межрегиональной художественной выставки «Сибирь – XII» – это сложная, синтезированная, концептуальная работа. Сибирь – уникальное пространство. Площадь Сибирского федерального округа составляет более пяти миллионов квадратных километров (это треть территории Российской Федерации) и состоит из двенадцати субъектов: четырех республик, трех краев и пяти областей. Концепцию выставки «Сибирь – XII» написал Михаил Юрьевич Шишин, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств (Барнаул).

 

Для справки

История региональных художественных выставок начинается с 1964 года, когда в Новосибирске состоялась зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Тогда экспонировались работы представителей восьми отделений Союза художников: Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Тувинской АССР.

В межрегиональной выставке «Сибирь – XII» примут участие более 700 художников со всей Сибири, будет экспонироваться около 1500 произведений современного искусства. Общая площадь экспозиционной площадки составит 6000 кв. м. 

Другие статьи на эту тему

28 апреля
Фото: предоставлено очевидцем

В Новокузнецке на заправке сгорел междугородный пассажирский автобус

Благодаря оперативной работе пожарных удалось предотвратить серьезное ЧП

28 апреля
Фото: Ярослава Беляева

Выставка о подсолнухах открылась в Новокузнецке

На вернисаже также прозвучат песни о подсолнухах и состоится модный сейчас манекен-челендж

27 апреля
Фото: Google Images

49 кузбасских школьников стали призёрами Всесибирской олимпиады

Больше всего наград завоевано юными кузбасовцами на олимпиадах по биологии (24) и химии (20).

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети