Потребление в сети

15 февраля 2017 | Газета «Кузбасс»
Федеральные сети привносят новое в культуру потребления: например, кассы самообслуживания. Фото Сергея Гавриленко.
Федеральные сети привносят новое в культуру потребления: например, кассы самообслуживания. Фото Сергея Гавриленко.

В последнее время в Кузбассе из потребительской розницы ушли несколько региональных сетей. Их нишу занимают федеральные и сибирские компании, чей интерес к нашей области за прошедшие три-четыре года усилился. Как вытеснение местного ритейла крупными игроками отражается на потребителе и экономике региона, выяснял наш корреспондент.

Ритейлерский захват

Первым из федеральных гигантов в Кузбасс в 2013 году зашла питерская «Лента». Сегодня у нас работают десять гипермаркетов этой сети: три в Кемерове, пять в Новокузнецке и по одной в Прокопьевске и Юрге (здесь и далее – по данным сайтов и пресс-служб компаний).

АО «Тандер», развивающее бренд «Магнит», начало экспансию в Кемеровскую область в 2014 году. На конец января 2017-го в регионе работают 88 магазинов в формате «у дома», три гипермаркета, три магазина «Магнит Семейный» и 31 магазин «Магнит Косметик». Только в Кемерове за минувший год сеть расширилась с 15 торговых точек до 41.

Так же активно захватывает кузбасский рынок амбициозная сеть «Ярче!» томской «KDV групп» – первый сибирский ритейлер, идущий на Москву. Сеть открыла первые магазины в Кемерове около трёх лет назад. На сегодня в регионе их насчитывается 74. Через «Ярче!» холдинг KDV реализует продукцию собственных агропредприятий и пищевых производств.

Судя по всему, не собирается терять кузбасский рынок и новосибирская «Компания Холидей» (дискаунтеры «Холди», супермаркеты «Холидей Классик» и «Кора», гипермаркеты «Палата»). Лидером же по числу торговых точек в регионе остаётся «Мария-Ра»: сегодня под брендом сети в Кузбассе работают 275 магазинов.

В 2016 году в Новокузнецке открылся супермаркет «Ашан» одноименной французской корпорации. Последним из федеральных игроков в регион зашла московская X5 Retail Group: в конце минувшего года в Кемерове заработали три универсама «Пятёрочка» – все в жилых домах новых микрорайонов.

Последний мамонт – «Бегемот»

Представители местного бизнеса, напротив, в последние годы уходят из ритейла. В 2014-м начали закрываться супермаркеты «Акватория» и «Экономка» компании-банкрота «Аква групп». В начале 2016 года – магазины кемеровской сети «Пенсионер». А прошлым летом стало известно о том, что кемеровская же группа компаний «Регионмарт» (универсамы «Чибис», супермаркеты «Спутник», гипермаркеты «Поляна») крупно задолжала банку-кредитору и также уходит с рынка. Напомним, «Чибис» – одна из старейших местных торговых сетей.

«Уходит розница, – констатирует глава Кемерова Илья Середюк. – Бюджет теряет. Банкротство «Аква-маркета» длится уже полтора года – 33 объекта выставлены на продажу. Но это – рыночные процессы, и мы никак не можем на них повлиять… Фамилии предпринимателей, на которых когда-то надеялась администрация и с чьей помощью хотела добиться процветания города, поменялись… Но мы надеемся, что придут новые компании, будут рабочие места, НДФЛ. Мы видим, что открывается тот же «Бегемот», открываются магазины у дома».

Действительно, «Сеть универсамов «Бегемот» – пожалуй, последний из кемеровских брендов в сфере потребительской розницы, который на фоне массового ухода местных игроков чувствует себя весьма неплохо. «Бегемотов» в области насчитывается уже более 40, но они лишь продолжают открываться. Так, один из последних универсамов появился в деловом центре «Старый Кемерово» на Советском проспекте – на красной линии в самом центре города.

GS__2748

Освободили помещение

И кемеровская сеть, и федеральные, и сибирские игроки расширяются, в том числе и за счёт ухода банкротов. Евгений Зимин, коммерческий директор кемеровской компании «СЧ-Недвижимость», в собственности которой находится часть торговых помещений (71 объект) по всей области, ранее занимаемых «Чибисами», рассказал «Кузбассу», что АО «Тандер» арендовало 20 из них. «Мы также ведём переговоры с Х5, «Ярче!», «Марией-Ра» и другими сетями», – добавил собеседник.

Впрочем, замещение других освободившихся магазинов началось ещё раньше. Кемеровчане могли заметить, что, например, «Пенсионер» на Волгоградской (как и ближайший к нему – на проспекте Ленина) стал «Магнитом». На месте же «Чибиса» напротив кинотеатра «Космос» готовится открыться «Ярче!».

Федеральные гипермаркеты, как правило, предлагают большой ассортимент товаров и знакомят потребителей с новыми брендами. Беря масштабами, они позволяют себе значительно снижать цены. Сетевые же универсамы и магазины у дома одновременно стремятся быть пекарнями и фабриками-кухнями.

Так, свежую выпечку, готовые блюда или полуфабрикаты предлагают «Мария-Ра», «Бегемот», «Ярче!». А в некоторых магазинах томской сети прошлым летом появились и кофе-машины: можно купить готовый напиток на вынос. «Новые компании несут с собой культуру обслуживания, и те из местных игроков, которые обеспечивают этот уровень комфорта, остаются на рынке», – отмечает Илья Середюк.

Торг ещё уместен

По данным мэрии, Кемерово обеспечен торговыми площадями на 150%, то есть выше нормы. Несмотря на это, сити-менеджер говорит, что готов вести переговоры с новыми ритейлерами. Так, в конце декабря Илья Середюк сообщал о предложении зайти в город к IKEA и «Ашану».

«Формально, с точки зрения нормативов, обеспеченность города торговыми площадями на уровне 150% является достаточно высоким показателем, – объясняет аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. – Тем не менее, важно отметить, что в эти нормативы включаются самые разнообразные мелкоформатные торговые площади, в том числе ларьки и палатки. Между тем, многие требовательные покупатели считают их неудобным форматом и стремятся покупать в крупных магазинах. Тенденция характерна для всей России. За последние три года доля так называемых традиционных форматов, к которым в том числе относятся открытые рынки, сократилась с 35% до 25% и к 2020 году ожидается падение до 20%. Впрочем, падение будет и в сегменте современного ритейла, который не относится к федеральным сетям. По прогнозам, его доля за счет сделок по слиянию и поглощению сократится с нынешних 50% до 45% к 2020 году».

Более того, норматив – это самый минимальный объем торговых площадей, продолжает эксперт. То есть гипермаркетов, магазинов, палаток и ларьков может и, объективно говоря, должно быть больше. «Кемерово – одна из крупнейших городских агломераций Сибири с населением около 700 тыс. человек (включая Топки и Берёзовский. – Прим. авт.). По принятым в отрасли нормам, имеет смысл строить один магазин формата «у дома» на 3-5 тыс. человек. Открывать гипермаркет среднего размера с торговой площадью 3-6 тыс. кв. м целесообразно примерно на каждые 35-50 тыс. населения. Таким образом, потенциал развития федеральных сетей на местном рынке очень высок».

Вытеснение местных несетевых современных форматов и традиционного ритейла федеральными сетями умеренно позитивно для местной экономики, считает аналитик. «Как правило, у сетей из-за низких расходов ниже цены и выше зарплаты у сотрудников (при этом они – белые, что поддерживает платежеспособный спрос у горожан на другие товары и услуги в регионе и способствует росту экономики)».

Мэр Кемерова добавляет, что налоги в местный бюджет (на землю, имущество, НДФЛ) поступают вне зависимости от прописки бизнеса. Градоначальник также напомнил, что в качестве входного билета на крупный участок ритейлеры обычно берут на себя социальную нагрузку. Так, на средства «Ленты» в Кемерове отремонтировали кольцо на улице Карболитовской и достроили подземный переход под проспектом Кузнецким. А «Тандер», открыв гипермаркет на проспекте Октябрьском, сделал к нему сквозной проезд с улицы Тухачевского.

Между тем

Как правило, большие сети работают по строгим внутренним стандартам и в целом повышают уровень культуры потребления. Между тем прямой корреляции между размером бизнеса и качеством обслуживания может и не быть. «Я не вижу особой связи между количеством обращений потребителей и форматом магазина, или каких-то системных нарушений в конкретной торговой точке конкретной сети, – говорит начальник отела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Татьяна Костарных. – Жалобы поступают и на малый бизнес, и на крупные сети».

Эксперт приводит недавний пример грубого нарушения прав потребителей магазином-дискаунтером «Светофор» в Кемеровской области. Торговая сеть отказывалась обслуживать покупателя, если сумма покупки составляла менее 400 рублей. После вмешательства управления магазин нарушение устранил. Дискаунтеры сети «Светофор. Магазин низких цен» работают в нескольких регионах страны. Везде они оформлены на разных юрлиц, добавляет собеседник газеты. Так, торговая сеть магазинов Кемеровской области зарегистрирована в Новокузнецке.

Ксения ГОРДИЙЧУК

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети