«Ярмарка бизнес-идей»: новый формат – новые возможности

9 декабря 2016 | Газета «Кузбасс»

Ты – предприниматель!


yarmarka%16novyiy-format

Выпускники образовательной молодежной программы «Ты – предприниматель!» прошлых лет, отвечая на вопрос анкеты, чего они ждут от Программы, непременно заявляли: «Хочу попасть на ярмарку бизнес-идей!». И понять их  можно. Эти «ярмарки», действительно, поражали… Полторы, а иногда и две сотни одновременно говорящих в полный голос человек за длинными столами: по одну сторону — автор бизнес-идеи, по другую – бизнес-эксперт. Одному надо  успеть донести важность своей идеи, другому – уловить ее суть и дать совет. И на все про все у них – несколько минут… 

— Вот от «нескольких минут» мы в этом году можем позволить себе отказаться. Не хочу заранее раскрывать все карты, скажу только, что «Ярмарка бизнес-идей»  пройдет в новом формате. Ее постоянные организаторы – кемеровское Агентство «ПРОФИ» —  уверяет, что эффективностью нового формата будут удовлетворены все участники «ярмарки» — и  авторы бизнес-идей, и бизнес-эксперты, — сообщила в начале  образовательного этапа Программы ее постоянный куратор Елена Борисова, главный консультант Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.

yarmarka-16-novyiy-format-2

… И все увидели действительно другую «Ярмарку бизнес-идей». С того самого момента, когда завершился мастер-класс бизнес-тренера Станислава Оленева, где он объяснял ребятам, как ярко, конструктивно и информативно презентовать бизнес-идею экспертам или потенциальным инвесторам за 5 минут. Случайно заглянувшего тогда в холл развлекательного центра «Континент» не могло не удивить то обстоятельство, что  он был заполнен…  тихо воркующими парочками, причем не только разнополыми.  «Не мешайте! – попросила директор Агентства «ПРОФИ» Наталья Михайловская. — Они выполняют задание бизнес-тренера — презентуют свои бизнес-идеи друг другу. Перед тем, как встретиться с экспертами и потенциальными инвесторами».

Встреча с экспертами и потенциальными инвесторами на нынешней «Ярмарке бизнес-идей» проходила  в такой же (совершенно непривычной для прежних «ярмарок») тишине в 6 бизнес-зонах: медицина, спорт и здоровье; транспорт, логистика; агро- и пищевая промышленность, предприятия общественного питания и ветеринария; сувениры, подарки, праздники и развлечения; обучение, развитие, детство; строительство, производство строительных материалов, инженерия и экология.

 

В каждой зоне  за столом – эксперты, напротив (кружком) — авторы бизнес-идей из названных отраслей.  Одну бизнес-идею обсуждают все эксперты, сообща. У  авторов других идей есть возможность все это слушать…

yarmarka-16-novyiy-format-tishina

Среди нескольких десятков экспертов, которые оценивали бизнес-идеи участников программы «Ты – предприниматель!» были Екатерина Родыгина,  директор компании «Консультант»; Светлана Энгель, руководитель регионального Центра инноваций социальной сферы, президент муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово; Александр Лобанов,  генеральный директор ООО «Провинция – Ресурс»; Владимир Поликаров, директор компании «АВТОТЕХЦЕНТР 24»; Сергей Скоробогатько, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Кемеровской области и Дмитрий Абрамов, руководитель проектов группы компаний «Альфа Менеджмент».

Мы попросили их ответить на два вопроса:

— Как вы оцениваете новый формат «Ярмарки бизнес-идей»?

Владимир Поликаров
: — Я третий раз на «Ярмарке». Этот формат более продуктивный. Организаторы немножко по-другому к отбору участников  подошли — сделали предварительно аудит проектов, и люди пришли,  скажем так, на порядок более подготовленными, чем приходили  в прошлый раз. В прошлый раз приходили, условно говоря, школьники с «хотелками». Почему хочу, почему это должно сработать? — в основной своей массе люди никакого представления не имели. В этом  году такого не было…

 
Александр Лобанов: —  Я был на всех «Ярмарках». Этот вариант лучше, потому что специализация проектов учтена.

 
Сергей Скоробогатько: — Этот формат мне ближе, потому что времени пообщаться с человеком больше. Начинающие предприниматели идут, скажем так, сгруппированные по каким-то тематикам, к экспертам, знающим эту тематику. Раньше эксперту даже элементарно переключиться, условно говоря,  с оказания услуг на тему с производством, не всегда хватало времени, не говоря уже о том, чтобы дать авторам бизнес-идей качественную обратную связь.  Поэтому такой формат, я думаю, полезнее. Особенно  для тех, кто хочет получить обратную связь от экспертов. А большинство здесь именно для обратной связи – куда еще посмотреть, чего еще «поковырять» в своем проекте…

Светлана Энгель: —   У каждого формата «Ярмарки» свои особенности. Сейчас через меня прошло только 7 проектов, а раньше  — да, под  шум и гам — проходило  30.  И я как эксперт,  как профессионал в своей сфере, получала гораздо больший срез проектов. Да, там было тяжелее. Здесь можно более содержательно, более глубоко,  коллективно обсудить бизнес-идею. Но я бы с большим удовольствием еще проекты послушала, и получила для себя гораздо больше информации. Ребята, по-моему, сегодня тоже меньше информации о своих проектах получили. Но зато у них есть возможность повзаимодействовать друг с другом. Когда идет поток, они друг друга не видят, здесь они уже перезнакомились. Здесь нетворкинга больше получается…

 
Дмитрий Абрамов: — В прошлом году я сам был участником программы, в этом – уже как эксперт. Считаю, что в этот раз более продуктивно проходит ярмарка. Эксперты имеют возможность все сразу пообщаться с автором бизнес-идеи, задать какие-то вопросы – больше обратной связи получается. При прежнем формате не так комплексно бизнес-идеи прорабатывались. Хотя был плюс. Пока ты переходил от одного эксперта к другому (и каждому должен был сказать о сути идеи), оттачивалась твоя мысль, четче представлялась бизнес-идея.

 

Екатерина Родыгина: — Второй раз участвую в этом проекте, и мне очень нравится нынешний его формат. В прежнем было очень сложно в потоке уловить индивидуальность. После такого интенсивного общения сложно было сфокусировать внимание. Здесь более рабочий формат. И то, что по отраслям проекты разделены, тоже очень удобно.


— Как  вы оцениваете представленные здесь бизнес-идеи?

Владимир Поликаров: —  Радует то, что молодые люди пытаются  заниматься предпринимательством. Несмотря на то, что среда у нас очень агрессивная к этому. Находят ниши там, где пока еще нет конкуренции. Есть ребята, у которых уже есть бизнес и они зарабатывают. И им по большому счету  ничего не надо, кроме как услышать от экспертов: да, все хорошо! В основном это бизнесы по производству эксклюзивных вещей каких-то, то есть, это не массовое, не поточное производство. Но массовое  производство сложно запустить без какого-то большого масштаба. Поэтому молодцы ребята, что могу сказать?

Александр Лобанов: —  Конечно, бизнес в сельском хозяйстве — это сложный бизнес.  Я ребят сразу предупреждаю: самое главное, не надо никаких широких шагов делать, чтоб штаны не порвать. Потихонечку надо двигаться. Говорю: купите весной у нас гусят маленьких, купите корма и осенью продадите. Гусенок 250 рублей стоит,  а взрослый гусь 1000 рублей стоит. Нормально люди зарабатывают на этом. Не надо сначала никаких грантов и ничего не надо сначала строить! Понятно же: если короткая дистанция, не надо вложений. Вот потом, когда  масть пойдет, как говорится, можно куда-то и вложиться…

Есть ребята, которые просто блуждают в облаках. Вот у девочки из Прокопьевска пчелопасека уже есть — 16 семей, но собирается ее до 60  увеличить. Но, опять же вопрос: куда девать мед? Он же не продается  толком-то… «Ну, вот в Анжерке собираются фабрику построить, мед фасовать»… Но это когда будет, и будет ли. Сейчас надо  думать, есть ли клиенты. Спрашиваю ее: «Вот если умножишь пчелосемьи на 2, есть клиенты?  Сколько сейчас клиентов? – 60-70 человек есть. —  140  есть? – Ну, может быть. – Вот на 140 клиентов и надо сейчас пасеку расширить, чтобы мед был для этих 140 человек».

Главная проблема – в сбыте. И вот этим ребятам, которые хотят заняться сельским хозяйством, — мясо свиней, КРС, птицы производить, я  говорю: не рассчитывайте реализовать свою продукцию в магазинах, потому что там вас свинокомплексы встретят с низкой ценой,  и вы там не конкуренты. На рынке вы не конкуренты. Поэтому ваша ниша – родственники, друзья, знакомые. Считайте, сколько их у вас, — исходя из этого, и рисуйте бизнес-план. Все. Точка!

Сергей Скоробогатько: — Не так много проектов удалось посмотреть, чтобы делать какие-то масштабные выводы, но из того, что было, для себя отмечаю, что все больше интересных проектов в свете коммерческих онлайн-продаж, т.е. молодежь смотрит в сторону Интернета. И это не просто потребительское отношение к Интернету, а именно  попытка полавировать, встроиться в онлайн-рынки. Новички абсолютно не обращают внимания на каких-то грандов общепризнанных, не боятся с ними пробовать «зарубиться». Они, конечно, шишки набьют на этом,  может и не взлетят, но, по крайней мере, не боятся конкурировать с нынешними лидерами онлайн-рынков – силу, энергию тратят, даже какие-то деньги пытаются привлечь, чтобы поставить это лидерство под сомнение.

На этом фоне очень заметна слабая проработка производственных проектов, —  знания их авторов о производстве поверхностно, опыта никакого (сначала  поработать самому на производстве, потрогать руками и прочувствовать каждую цифру своей шкурой) не хотят получать. То есть, почитали книги, прикинули на глазок, что оборудование стоит 5 единиц денег, а окупаемость у него от  2 месяцев до 10 лет, —  средняя где-то 5 лет, значит, я с этим попаду…  Все проекты производственные, на мой взгляд, слеплены вот таким образом…  Отсюда у многих слабое целеполагание. Спрашиваешь, с какой целью вы здесь?  – Ну, вот у меня идея. —  А нам-то что с этим делать? Ну, вы пришли на ярмарку зачем, я кто для вас? Вам нужен совет, вам нужна экспертиза, вам нужны деньги, вам нужны связи, вам нужны новые каналы продвижения, привлечения, дистрибуции? Многие от этих вопросов впадают в ступор, отвечают отшлифованными фразами презентации — не понимают, зачем они здесь.

Но при этом, повторюсь, есть реально интересные, глубокие ребята, которые идут в сферу Интернета. Я даже  многое для себя сегодня почерпнул, потому что для них это базовые вещи, а я, не связанный с дистрибуцией через интернет-каналы,  отношение к этому имею как потребитель, поэтому было  интересно с их стороны на это посмотреть…

Был ли здесь какой-то проект, чтобы все бросить и уйти туда? Нет.  Я же бизнесом начал заниматься с 18 лет, и он до сих пор действующий. Уходил от малого бизнеса в федеральные компании, ровно для того, чтобы получить эффект масштаба. Малый бизнес вытащить на федеральный уровень из Кузбасса  крайне сложно (не буду говорить, что невозможно, но крайне сложно). А хочется общаться с передовыми технологиями, получить эффект масштаба. И ровно поэтому  я бы не хотел оказаться на месте этих ребят. А вот то, что какие-то идеи у ребят были интересные, и они там смогут себя найти,  это абсолютно так.

Светлана Энгель: — В принципе это история любого проекта — он имеет тенденцию развиваться с годами. Если  первые годы на «Ярмарку бизнес-идей» шло большое количество проектов просто космических – суммы, которые, по мнению авторов, требовались на их реализацию, исчислялись миллионами рублей, то сегодня у каждого из 7 рассмотренных нами проектов бюджет 200-250 тысяч рублей. Это значит, что к стартаповцам пришло понимание того, что маленькие проекты более жизнеспособны, более реализуемы. Они тонко чувствует мелкие ниши, куда  можно зайти с такими проектами. И ребята – год от года — становятся более подготовленными к предпринимательской деятельности. Это тоже результат  тех  мер господдержки, которые появились в последние годы, и в том числе программы «Ты — предприниматель!».

Дмитрий Абрамов: — Мы послушали и обсудили бизнес-идеи 11 человек. Времени не хватило на всех. После еще около часа разговаривали с одним парнем — он производит материал, который по факту никому здесь не нужен, а у него есть другое классное направление – производство промышленного оборудования. С этим ему и надо работать. В чем смысл делать то, что никому не нужно?

Обратил внимание: участники «Ярмарки» хорошо знают про свой продукт, про свою услугу. Но совершенно не представляют ни ее востребованности — кому она нужна, ни кто у них конкуренты. Нет ответа даже на простейшие вопросы: сколько надо денег на реализацию идеи и сколько денег это принесет. Хотя бы знать: сколько ты хочешь получить. Если ты знаешь это, сможешь просчитать, сколько товара надо сделать или сколько услуг оказать, с каким чеком, чтобы получить эту сумму.

Начинающим ребятам надо находить людей, которые уже что-то сделали. Спрашивать всех подряд: как сделать это, как лучше продать то, что произвел. И тестировать, тестировать свой продукт.

От гипотезы как получить деньги до теста должно быть как можно меньше времени. А то приходит человек:  мне нужно 4 миллиона на запуск бизнеса, через 6-7 месяцев  выйду на прибыль. Ну, дадут тебе эти миллионы, а через 6-7 месяцев окажется, что ты загнулся. И теперь ты должен 4 миллиона плюс проценты. Что ты будешь делать?

Гипотеза должна прорабатываться быстро. Надо денег? Сколько? Несколько тысяч – одни действия, сотни тысяч – другие, миллион – третьи действия. Нужны короткие пробы. Получилось? Отлично. Нет – берись за другую гипотезу, третью… Пробовать, пробовать, пробовать!

Но при этом необходимо понимать: надо браться за те идеи, для которых все есть сейчас, — такая актуальность действий. Я, к примеру, много чего хочу, но понимаю: для одного нужны деньги, для другого – здание, для третьего -люди знающие. Если этого нет – идея откидывается, пока для нее не будет ресурсов.

Сейчас делай то, что на что хватает ресурсов сейчас. Не заемных, причем. На первом этапе заемные деньги – это плохо. Должно быть четкое понимание: откуда возьмутся деньги, не запускать без этого проект.

Запусти сайт, сделай рекламу, посмотри, а есть ли интерес к предлагаемому тобой у людей. Пойдут звонки, смотри, что у тебя не так, и  дорабатывай свой продукт. А может, никто вообще не позвонит. Ждать несколько месяцев: а вдруг заинтересуются? Нет, — давай следующую гипотезу!

Екатерина Родыгина: — В этот раз организация «Ярмарки» была такая, что я увидела: ребята представлены более мощные. И их идеи более жизнеспособные.

Конечно, часть идей, я думаю,  так и останется на уровне идеи. Не перейдет в стадию разработки продукта, не уйдет в производство, и соответственно не будет продаж. На это влияет много факторов. Надо понимать, что из множества идей до этапа производства и продажи доходит минимальное их количество. Это нормально. Жизнь проверяет их на жизнеспособность таким образом.   Это, во-первых.

Во-вторых, чтобы стать предпринимателем, человеку нужно учиться. Предприимчивость, как таковая, это, конечно, потенциал. Но ее нужно развивать, эту жилку. Вы не можете априори стать талантливым предпринимателем —  это труд. Культура предпринимательская у нас недавно начала формироваться. Политика в этой сфере появилась, мероприятия стали проводить, учебу.

Надо многое постичь, чтобы человек свою компетентность в разы усилил. К сожалению, наши вузы предпринимателей не готовят. Предприниматель – это организатор, руководитель и владелец в одном лице. А иногда и сам же исполнитель. Вузы таких специалистов не готовят, в лучшем случае – руководителей. Так что на предпринимателя надо учиться где-то дополнительно. Предпринимательское обучение — навыковое. Оно требует понимания, вбирания в себя и отработки, закрепления на практике этих навыков. Многие предприниматели, собравшиеся сегодня здесь – и начинающие, и уже что-то сделавшие — не в полной мере осознают, что им нужно пройти этот образовательный процесс. Я так говорю, потому что я бизнес-тренер и сама прошла весь этот путь. Проработав немалое количество лет, поняла: нужно учиться, хотя уже есть опыт, ощущение, что могу что-то сделать, а все равно  нужно учиться. И всем начинающим говорю: нужно учиться!

Расспрашивала Вера КАРЗОВА.

sergey-skorobogatko-i-aleksandr-pfayf

Эксперт Сергей Скоробогатько — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Кемеровской области и автор одного из шести лучших проектов «Ярмарки» Александр Пфайф

P.S. А закончилась «Ярмарка» чествованием шести победителей, чью бизнес-идею эксперты каждой бизнес-зоны сочли лучшей. Вот их имена: Александра Скрипкина (вендинговые автоматы с чистой водой у дома), Александр Пфайф (готовые интернет-магазины по продаже автозапчастей), Людмила Земченкова (семейная пчелопасека), Александр Стелар (Мастерская PlastCraft), Сергей Шинкарев (образовательно-практические курсы по радиотехнике для школьников) и Алексей Фертяков (ремесленная мастерская «СВАРГА»).

Рассказ о них – в следующем материале рубрики «Ты-предприниматель-2016»

Другие статьи на эту тему

Конкурс молодежных проектов на гранты губернатора-2016

Многие начинающие предприниматели шли на кузбасскую молодежную образовательную программу «Ты-предприниматель!» не только затем, чтобы пополнить копилку своих знаний о том, как сделать бизнес эффективным. Их привлекала возможность получить грант губернатора на реализацию своего бизнес-проекта.

«Ярмарка бизнес-идей-2016»: шестерка лучших.Часть вторая

Продолжаем знакомить читателей «Кузбасса» с лучшими идеями и их авторами — участниками «Ярмарки бизнес-идей-2016»

«Ярмарка бизнес-идей-2016»: шестерка лучших

Эксперты, работавшие в шести бизнес-зонах «Ярмарки бизнес-идей-2016», заслушав всех ее 120 участников, назвали лучшие бизнес-идеи и их авторов. Сегодня мы знакомим с ними читателей «Кузбасса»:

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети