Быстроходный. Снегоходный

17 декабря 2015 | Газета «Кузбасс»
снегоход1

Этот вид туризма в нашем регионе в ближайшие годы будет развиваться особенно активно

На минувшей неделе в столице Кузбасса прошло расширенное совещание по вопросу реализации закона «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области».

Порядок прежде всего

Первостепенной задачей, которая поспособствует развитию этого набирающего популярность вида туризма, станет наведение порядка в данной сфере. Потому уже в ближайшее время усилят контроль за нарушителями.
«Не секрет, что сегодня не все, кто имеет снегоходы, платят налоги, не все их регистрируют, не все соблюдают правила безопасности, – констатирует начальник областного департамента молодежной политики и спорта Антон Пятовский. – Перспективы развития снегоходного туризма в Кузбассе огромные. Но прежде всего нужно сделать само использование снегоходов цивилизованным.
Напомню, Кемеровская область первой в России еще в 2009 году приняла закон о снегоходном туризме. Его основные цели – развитие этого направления в туристическом бизнесе, обеспечение безопасности граждан, занимающихся снегоходным туризмом, охрана окружающей среды, оказание господдержки организаторам снегоходных трасс. Существует реестр сертифицированных снегоходных трасс, он будет дополняться».
На совещании принято решение проводить рейды (силами Гостехнадзора, полиции, представителей администраций районов) по выявлению владельцев незарегистрированной снегоходной техники. Пока в трех пилотных территориях: Кемеровском, Новокузнецком и Таштагольском районах. Именно здесь больше всего любителей погонять по снегу без прав и правил. Нарушителям грозят штрафы. За сезон будет проведено несколько рейдов, первый пройдет еще до конца нынешнего года.

А есть ли «дикие»?

Между тем предложений проехать на снегоходе по живописным местам в интернете и сейчас достаточно. Но трассы вряд ли сертифицированы. Звоню по предложению в соцсети сделать подарок к Новому году любимым в виде сертификата на катание на снегоходе. Стоимость такого удовольствия – от 3500 до 6500 рублей.
«Красивейшие пейзажи Кемеровского района, чистейший воздух… Простая в использовании техника, водительские права необязательны… У нас садятся за руль даже молодые девушки, ни разу до этого не ездившие на снегоходе… Можно поехать вдвоем на одном снегоходе, цена будет та же… Работаем все новогодние праздники», – расхваливает услугу по телефону молодой человек. Спрашиваю у него, сертифицирована ли трасса. И слышу в голосе удивление: «Зачем? У нас всё законно». А в ответ на мой вопрос, не пересекают ли маршруты пути миграции животных, собеседник посоветовал не бояться: «дикого зверья» на пути снегоходов нет…

Не только карать

В общем, в этой сфере явно следует навести порядок. При этом понятно, что одних карательных мер недостаточно. Должны быть созданы условия владельцам снегоходной техники, чтобы они сами захотели «обозначиться».
Поэтому кузбасские парламентарии выступили с инициативой уменьшения размеров регистрационных знаков для снегоходов (сегодня они громоздкие и порой теряются на первых же километрах пути). Соответствующее письмо направлено в Росстандарт. Там сейчас решают вопрос разработки новых регистрационных знаков, которые будут применяться по всей России.
Также депутаты пересмотрят налоговое бремя для владельцев снегоходов в сторону уменьшения (однако при этом за использование незарегистрированных снегоходов штрафы, напротив, возрастут).
«Все меры направлены, прежде всего, на безопасность. В том числе и самих снегоходчиков. Кроме того, когда человек зарегистрирован, вероятность того, что он на своем снегоходе станет безобразничать, намного меньше, – уверен Антон Пятовский. – Будут сертифицированные трассы – будет удобно. Не гоняйте по полям – вот специальные маршруты, где комфортно и безопасно».
Кстати, о новых трассах. Как раз сейчас «рубят» новую в Таштагольском районе. Предполагается, что она будет протяженностью 25 км и свяжет турбазу «Медвежонок» с сектором Е на горе Зеленая. Затем ее включат в реестр снегоходных трасс, и в ближайшее время она пополнит список сертифицированных маршрутов.
«Задача ближайших лет – чтобы таких цивилизованных трасс было больше, – подчеркивает начальник департамента молодежной политики и спорта. – Все они проходят согласование у нас, а также в департаментах животного мира и лесного комплекса. Это тоже вопросы безопасности. Чтобы и животных такие маршруты не тревожили, и молодой лес не портили».

Легальные трассы

В Таштагольском районе сейчас работают две «официальные» снегоходные трассы. Они появились шесть лет назад. Первая – «Шерегеш – Усть-Кабырза» (протяженностью чуть более 50 км) начинается в двух километрах от поселка Шерегеш. Вторая «Томичка – поклонный крест» (протяженность около 20 км) начинается у подножия горы Зеленая.
Как рассказал председатель Совета народных депутатов Таштагольского района Петр Остроухов, который участвовал в организации трасс, оба снегоходных пути сертифицированы и оборудованы в соответствии с требованиями безопасности. К началу сезона и во время эксплуатации их, как и положено, готовит спецтехника – ратраки.
«На всем протяжении пути должны быть установлены специальные знаки, обозначающие опасные повороты, крутые спуски и уклоны, – объяснил Петр Викторович. – Действуют ограничения по скорости – не более 60 км/ч. Обе дороги выбраны таким образом, что не мешают путям диких животных. Соболь в этих местах ходит, но людям на глаза предпочитает не показываться. Перед отправкой водителей снегоходов инструктируют об особенностях трассы и правилах безопасности».
Трасса, которая проходит по горе Зеленая, неподалеку от горнолыжных спусков, пользуется наибольшей популярностью. Из-за этого и возникают порой сложности, поскольку фрирайдеры (любители езды по нетронутому снегу) имеют обыкновение кататься не на лыжных трассах, а там, где вздумается. Вот порой и случаются непредвиденные встречи лыжников и снегоходчиков. Однако за шесть лет было всего два столкновения, по причине невнимательности сторон.
А вообще снегоходные маршруты в районе пользуются большим спросом. Приезжают в Шерегеш со всей России, особенно из малоснежных ее регионов, в том числе и из Москвы. Сами гости прилетают группами на самолете, а следом подъезжают фуры с их снегоходами. Свои, сибиряки, катаются и подавно: новокузнечане, кемеровчане, новосибирцы.
«У нас не Канада, конечно. Я там бывал и видел, как развит в стране снегоходный туризм. Нам еще этому учиться и учиться, – отметил Петр Остроухов. – Но и у нас сейчас создаются снегоходные клубы, например, в Кемерове, в Таштаголе. Понимаю, иногда снеходчикам хочется где-то «гарцануть», где-то скорости прибавить… Но на трассе должна быть строгая дисциплина, культура поведения. Ведь там много других участников движения, нужно уметь разъехаться правильно и уступить, если требуется».

Государственный
природный заповедник «Кузнецкий
Алатау» предлагает снегоходный маршрут «Таскыл-Тур»
(Крапивинский район).
Путь следования: поселок Медвежка – устье реки Алзас – устье реки Каменный Алзас – гора Малый Таскыл – исток реки Восточный Алзас – исток реки Западный Алзас – река Александровка – поселок Медвежка.
Протяженность – 101 км. Предполагаемое время прохождения маршрута – двое суток.
Маршрут предполагает групповое посещение от пяти до десяти человек. Туристы проходят инструктаж по правилам поведения во время движения снегоходной техники, а также по правилам нахождения в охранной зоне заповедника. Сопровождающий группы имеет спутниковый телефон для связи со спасателями.
•••
ГКУ «Дирекция
особо охраняемых природных территорий» предлагает снегоходную трассу «Средне-Томская» (Крапивинский район).
Круговой маршрут проходит по проселочным дорогам в живописных местах Бунгарапско-Ажендаровского заказника: от села Арсеново до поймы реки Томи, вверх по течению до села Ажендарово, далее – село
Аило-Атымаково и возвращение в Арсеново.
Протяженность – около 46 км. Предполагаемое время прохождения маршрута – полтора часа.
Цена обзорной экскурсии с использованием мототехники учреждения: 1 час – 925 рублей; без использования мототехники: 1 час – 365 рублей.

Другие статьи на эту тему

Мариинск

И купцы, и Сиблаг, и динозавры…

Мариинск попал в топ-10 малых городов России для недорогих путешествий на праздники, составленный туристическим сервисом Travel.ru совместно с Forbes.

Кемерово-зима

Скрытые ресурсы – на поверхности

Новый урбанистический проект  позволит исследовать пространство городов Кемеровской области, выявить некие «изюминки», позволяющие привлечь туристов из других регионов.

горнолыжный-отдых4

По горкам: большим и малым

Продолжаем рассказывать об уникальных местах нашего региона, где можно отдохнуть и интересно, и с пользой для здоровья

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети