Уполномоченный ТАСС
На 80 лет он не выглядит, 60 – не больше, а когда улыбается, и того меньше. Секрет его молодости в постоянном движении. Полвека Анатолий Николаевич Кузярин отработал корреспондентом отдела фотохроники информационно-телеграфного агентства ТАСС. «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких снимков» – это как раз про него.
В личном архиве Кузярина столько фотографий, что по ним можно воссоздать всю историю нашего государства второй половины прошлого века и первого десятилетия нынешнего.
Вездесущий
Он собирался быть художником-оформителем, а стал фотокорреспондентом, мастером фотохроники, причем одним из лучших в стране. Так, например, когда Кузярин в составе бригады собкоров освещал перекрытие Енисея на строительстве Братской ГЭС, именно его снимки предпочли опубликовать почти все газеты СССР.
График работы Анатолия Николаевича был непредсказуем. То надо лететь снимать погранзаставу в Таджикистане, то оленеводов в Эвенкии, то рыбаков в море Лаптевых. Удостоверение собственного корреспондента ТАСС по РСФСР и Сибирскому военному округу открывало перед ним все двери. Но, конечно, и без ЧП не обходилось. Так, однажды в Томской области вертолет Ми-1, на котором он летел, потерпел крушение, и Анатолий в 40-градусный мороз пробирался несколько километров по тайге на буровую. Направляясь на БАМ, попал в автомобильную аварию на Сибирском тракте. Хватанул радиации на одном из ядерных объектов Минска. И при этом сегодня, оглядываясь на пройденный в профессии путь, говорит: «Я счастлив, что жил именно так!»
Первые шаги в журналистике Анатолий сделал в областной газете «Комсомолец Кузбасса». Туда его пригласили из Барнаула, где он работал художником-оформителем на одном из предприятий. Для начала поехал к деду в Ленинск-Кузнецкий, поснимал горняков на шахтах, отправил снимки в газету. «Меня вызвали в редакцию, предложили должность художника-ретушера. Тогда в «Комсомольце» работали талантливейшие ребята: Володя Мазаев – в дальнейшем крупный кузбасский писатель, великолепный сатирик Володя Матвеев и многие другие. Говорили, что в газете собралась «могучая кучка», – вспоминает Анатолий Николаевич.
Когда Кузярин занял должность заведующего отделом иллюстраций, ему позвонил известный журналист Василий Песков. «У вас в Кемерове строится большой химкомбинат. Вы не могли бы выслать нам пять-шесть фотографий со стройки?» Через неделю два больших снимка кузбасского фотокорреспондента были опубликованы на первой полосе «Комсомольской правды». На начинающего фоторепортера обратили внимание в Москве.
Свой природный талант фотографа Анатолий постоянно развивал в процессе работы. «В редакции была журналист Кира Лаврова. Ей поступил заказ от «Комсомолки» сделать материал об участке железной дороги Подобас–Артышта. Мы с ней выехали на место. Там мост, большой тоннель, а самое главное – идет укладка рельсов. Руководил процессом пожилой начальник по фамилии Маркдорф. Помню, Кира беседует, я фотографирую. Он понаблюдал за мной и говорит: «Нет, ты так протокольно не снимай. Вот полезай на ту крышу, оттуда дорогу как на ладони видно». Я был молодой, забраться на любую высоту ничего не стоило. Залез. Действительно, лучше вида не придумать. Потом советует: «Ты не просто тоннель снимай, а так, чтобы в объектив попали арочные перекрытия, уходящие вдаль рельсы и работающие люди». Снимки тогда опубликовала не только «Комсомолка», но и главная газета страны «Правда». Я начал сотрудничать с такими изданиями, как «Советская Россия», «Известия», «Труд», агентство ТАСС. Ко мне изменилось отношение коллег, стало более уважительным».
Анатолий пришел в ТАСС в октябре 1963-го. Тогда прошел первый слет строителей ударных комсомольских строек. Кузярину дали машину с водителем, официальное разрешение ГАИ в случае профессиональной необходимости нарушать правила дорожного движения. Получил право пользоваться правительственной связью. Это подчеркивало чрезвычайную важность фотохроники для государства, ведь через объектив Кузярина и других советских корреспондентов люди во всем мире наблюдали за тем, что происходило в Советском Союзе.
Полвека он служил этому архиважному делу, в полной мере осознавая ответственность, которая была на него возложена. Уволился в мае 2005-го, когда стукнуло 75 лет. Свято место осталось пустым, и руководство агентства обратилось к своему собственному корреспонденту с предложением продолжить работу по лицензионному договору. Анатолий Николаевич снова впрягся в привычную упряжку. Окончательно распрощался с ТАСС Кузярин в декабре 2014 года.
Пристальный взгляд через объектив
Слушать его можно сутками, причем с открытым ртом. Свидетелем каких грандиозных событий был этот человек, с какими людьми встречался! Снимал Гагарина, Косыгина, Горбачева, Ельцина, Путина. Общался с Евгением Евтушенко, Валентином Распутиным и другими властителями дум советской интеллигенции. И рассказчик он, надо сказать, замечательный.
«Как-то вызывает меня в Москву главный. Поезжай, говорит, на месяц в Белоруссию. Побываешь у знаменитого председателя колхоза Владимира Бедули, встретишься с Героем Советского Союза разведчицей Еленой Мазаник, которая в 43-м уничтожила фашистского гауляйтера Вильгельма Кубе, пофотографируешь в Минском институте ядерных исследований, на производстве «БелАЗов» в Жодино. Короче говоря, нужна Белоруссия в снимках». А я – солдат в журналистике, по заданию редакции готов ехать куда угодно».
Далее последовал интереснейший рассказ о неординарных людях, уже основательно подзабытых нашими современниками. «Снимал я тогда и в поселке Белая Вежа, где позже был подписан приговор великой стране – Беловежское соглашение. Пофотографировал зубров, вышку, откуда в свое время Никита Сергеевич Хрущев кабанчиков стрелял», – вспоминает Анатолий Николаевич.
По заданию ТАСС Кузярин работал в разных советских республиках. Но главным объектом фотосъемки для него оставались Сибирь и Кузбасс. «Интерес к нашему региону был во всем мире, – утверждает Кузярин. – Прежде всего как к крупному промышленному центру страны. Мои фоторепортажи о металлургах, геологах, горняках были востребованы не только отечественными, но и зарубежными изданиями. Позже Кузбасс стал интересен еще и шахтерскими забастовками, рельсовыми войнами, а затем и взрывами метана».
В 2004 году в Государственной думе с большим успехом прошла персональная выставка Анатолия Кузярина «Кузбасс сегодня».
Полпред Кузбасса
Познакомиться с известным фотожурналистом в Новокузнецк приезжали американка Кэрол Гизи из газеты «Вашингтон Пост», англичанин Питер Йонг из агентства «Рейтер» и другие известные зарубежные фотомастера.
«Я свозил Гизи на шахту «Распадская», мы с ней даже спустились в забой, побывали на КМК, ЗСМК, Кузнецком машиностроительном заводе, – вспоминает тассовец. – Англичан интересовал ГУЛАГ, поэтому с ними мы посетили село Ортон в Таштагольском районе, где в свое время был лагерь заключенных. Меня тогда предупредили: «Только никаких «жареных» фактов!» Но нам, собкорам, не надо было объяснять, что показывать иностранцам, а что нет. Мы были цензорами сами себе. Помню, как личный фотограф Брежнева Владимир Мусаэльян рассказывал, что в его сейфе хранится папка с аббревиатурой НДП, что означает: не для печати»…
Сейчас Анатолий Николаевич Кузярин живет гораздо спокойней. Нет больше срочных командировок, перелетов из одного конца страны в другой, гостиниц, постоялых дворов и палаток. Сегодня он наконец-то дома, с семьей, которой так мало удавалось уделять внимания в прошлом. При этом он разбирает и систематизирует свой архив, в котором, по самым приблизительным подсчетам, около 40 тысяч фотоснимков.
Татьяна Минеева.
P.S. Коллектив редакции газеты «Кузбасс» и Кемеровский областной Союз журналистов поздравляют кавалера ордена «Знак Почета», лауреата премии Союза журналистов СССР Анатолия Николаевича Кузярина с юбилеем!