Актуальное

Хватит разбрасываться своим мусором!

3 марта 2015 | Газета «Кузбасс»

мусор
Кузбассу необходима перспективная программа по утилизации твердых бытовых отходов.

Тяжесть на душу населения

Сегодня на каждого жителя нашего региона в среднем приходится более шестисот килограммов отходов – такая цифра прозвучала на круглом столе, посвященном проблеме ТБО, в Общественной палате Кемеровской области. Несмотря на то, что у нас многое делается по различным направлениям в сфере экологии (в том числе по классификации отходов, внедрению инновационных технологий их утилизации, созданию новых предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, обезвреживанием, переработкой), четкой перспективной программы по утилизации ТБО мы не имеем.

В числе проблемных специалисты называют вопросы размещения и утилизации; нежелание как населения, так и предприятий платить за эти услуги; неэффективность стимулирования новых технологий; отсутствие современной отечественной техники для работы с отходами; ограниченное количество дипломированных специалистов в этой области.

Сегодня широко обсуждается Федеральный закон №458 от 29.12.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Статья 6 в нем прямо указывает на то, что необходима разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами.

Реализация проектов

На самом деле развитие предприятий, специализирующихся в этой сфере, в нашем регионе идет довольно интенсивно. Только прямо или косвенно работающих с Кузбасским технопарком инновационных компаний больше десятка.

В их числе проект «КузбассПромРесурса», благодаря чему у нас появилась целая технология утилизации крупногабаритных шин, продукт которой – резиновая крошка – используется в производстве покрытий для открытых и закрытых площадок. Компания «Кварцит» работает над утилизацией оборудования, в котором содержатся драгоценные металлы. «ЭкоЛэнд» на сегодняшний день – самый современный проект, который позволяет утилизировать твердые коммунальные отходы (к сожалению, он организован только на одной территории – в Новокузнецке). «Кузбасский скарабей» занимается производством высококачественной бумажной продукции из макулатурного сырья. СУЭК «Спешэлти Минералз» – крупнейшее в России производство микросферы на базе Беловской ГРЭС. В год компания получает и обрабатывает не менее 18 тысяч тонн микросферы, из которых 70% продает за рубеж. ООО «Экос-С» разработало технологию производства модульных очистных сооружений для очистки промышленных сточных вод. В прошлом году появилась компания «НПФ «Норд», которая тоже чистит промышленные воды, но уже по мембранной технологии.

Интересный проект у «Полимер-Вектора» – получение полиэтиленовых и полипропиленовых гранул из упаковки… аммиачной селитры. Этих мешков у нас в области образуется сотни тонн в месяц, к тому же в каждом из них остается по 200-250 граммов селитры. Компания разработала технологию вымывания этих «остатков» – из них получают удобрения. А из самих мешков предприниматели делают гранулы, которые с удовольствием покупают производители пластмассовых изделий.

Есть также исследовательское предприятие «Экосистема», занимающееся изготовлением целого ряда продуктов из различных промышленных отходов.

Чем дальше, тем дороже

Основная проблема, с которой сталкиваются предприятия, занимающиеся сбором, утилизацией и переработкой: нет системы регулирования деятельности.

– Даже при существующем объеме отходов в Кузбассе нет инфраструктуры, способной их перерабатывать, – поясняет Ромуалдас Янушкявичюс, генеральный директор ООО «ЭкоЛэнд». – Вторичное сырье приходится везти в Екатеринбург, Новосибирск, Набережные Челны и так далее. Почему мы не перерабатываем собираемое вторсырье? Посчитав тот объем, который у нас образуется после сортировки и выборки, поняли, что его недостаточно для экономически эффективного предприятия, производящего готовую продукцию. Одного Новокузнецка для этого недостаточно. Необходимо собирать со всех наших городов в некоей единой точке и дальше уже перерабатывать. Почему бы нам не сделать какую-нибудь Экологическую долину при удобной транспортной развязке, под кураторством, скажем, технопарка, где все это можно бы было перерабатывать, создать такую своеобразную экономическую зону?

Экономический расклад для примера такой: собранная ПЭТ-бутылка (ПЭТ – полиэтилентерефталат) стоит 4 рубля за килограмм. Запресованная – 15 рублей. Если же из неё делать гранулы – 35 рублей. Продукция из флекса или гранул (канистры, лейки, ведра) стоит уже от 100 до 500 рублей за килограмм. А если, как на одном из новосибирских предприятий, делать из вторсырья синтепон и поролон на экспорт – там уже до 1000 рублей за кг. Чем завершеннее, тем выгоднее получается.

– Колоссальная проблема в том, что в Кузбассе мало предприятий, которые занимаются дальнейшей переработкой этой продукции, – подтверждает Алексей Филюков, заместитель председателя комитета по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области (а также директор ООО «Белсах», занимающегося вывозом и утилизацией ТБО в Беловском городском округе). – Грубо говоря, гофрокартон мы сдаем на Барнаульский целлюлозный завод, ПЭТ-бутылку – в новосибирский «Пласт-сервис», стеклотару принимает предприятие на Урале… Единственное предприятие в городе Белово – это «ПолимерВектор», которое частично берет у нас продукцию по пластику. Поэтому нашей глобальной задачей я считаю привлечь инвестиции и создавать те предприятия, которые бы перерабатывали отходы здесь, в Кузбассе.

Там, где не сорят

Александр Копытов, председатель комиссии по науке и инновациям Общественной палаты Кемеровской области, тоже считает, что для Кузбасса необходима общая стратегия строительства полигонов для захоронения твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающих заводов, а кроме того – господдержка малых предприятий по переработке бумаги, картона и стекла. И еще, конечно, необходимо проводить воспитательную работу среди населения.

Вообще, если спускаться по проблемному ряду из конечной точки (готовый продукт) до начальной (собственно отходы), то проблемы начинаются с того, что мусор у нас не сортируется. Скажем, в Белове построили мини-сортировочный комплекс, позволивший организовать в городе раздельный сбор отдельных видов отходов (в частности, пластиковых бутылок), а в Кемерове пилотный проект по раздельному сбору в 2010 году провалился. Мы помним, что поначалу население хорошо собирало в специальные контейнеры макулатуру и пластмассу. А потом крышки на спецконтейнерах сняли и продолжили всё «валить в одну кучу». Это значит, что необходимо воспитывать «экологическое мышление» у населения – как «пряником», так и «кнутом».

– Сегодня, чтобы наказать тех, кто мусорит, прав практически нет, – объясняет Александр Крецан, исполнительный директор Ассоциации промышленников и предпринимателей города Кемерово. – Кто у нас мусорит особенно много? Это наши мелкие торговые точки, около которых население сбрасывает мусор. Есть установленные формы отчетности по утилизации твердых отходов коммерческими фирмами, но из 14 с половиной тысяч юридических лиц в городе Кемерово у нас отчитывается около 500. И нет никаких юридических рычагов, чтобы заставить. Есть положительный опыт соседей – в городе Томске действует экологическая полиция. Что-то подобное может быть и у нас…

Евгения РАЙНЕШ.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс