Актуальное

Вислинско-Арденнский дуэт

26 января 2015 | Газета «Кузбасс»

К 70-летию двойной Победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне (май и сентябрь 1945-го) кузбасский историк помесячно отразит путь к ней с января.

день-памяти-жертв-гитлеровских-злодеяний27 января – Всемирный день памяти жертв гитлеровских злодеяний. Он отмечается в честь освобождения Советской армией концлагеря Освенцим 27 января 1945-го – через десять дней после изгнания немцев с руин Варшавы. Фильм «Майор Вихрь» о спасении Кракова – о тех же днях. А к 31 января гитлеровцы не удержали и изрядный кусок берега Одера – последней преграды нашим войскам к Берлину.

Тогда же англо-американцы, после довольно упорной обороны перед двумя танковыми армиями немцев, вернулись к подготовке удара на Рейн и Рур, Гамбург и Нюрнберг.
А начинался январь для антигитлеровских сил в Европе не радужно… Не удавалось прекратить обстрелы Лондона ракетами ФАУ-2, немецкие танки теснили американцев в Арденнах и Эльзасе. На востоке не удавалось прервать связь по Балтике с Германией Курляндского плацдарма – территории СССР в границах 1941-го; в Венгрии же немцы едва не деблокировали Будапешт, временно расчленив 3-й Украинский фронт. Именно тогда из Лондона в Москву пошла секретная просьба – предмет будущей гордости советских и российских патриотов. Не понять значимости событий 12 января – дня начала знаменитого наступления Красной армии в Польше и Восточной Пруссии – без той просьбы. А раз так, начать придется с Арденн.

Вскоре после изгнания фашистов из Франции, Бельгии, Люксембурга и Южной Голландии в августе-октябре 1944-го, две немецкие танковые армии 16 декабря прорвали американский участок союзного фронта и продвинулись на 70 км. Мало того, в самом начале 1945-го они поставили под вопрос удержание союзниками Страсбурга (генерал де Голль категорически требовал: не допустить). Почему же недавно отбросившие немцев от Нормандии до их западной границы войска очутились в таком положении? Сказалось не столько превосходство «тигров» над бронетанковыми силами союзников, сколько грубое заблуждение последних насчет намерений противника и чисто военные просчеты накануне и в первые дни немецкого удара. Не будь неуверенности западного руководства в своих войсках, едва ли оно дало бы такой вечный козырь потенциально чужой пропаганде: «Над союзными армиями нависла угроза нового Дюнкерка… Англия и США оказались не в состоянии своими силами приостановить немецкое наступление, несмотря на трехкратное преимущество в пехоте, превосходство в танках и авиации. В связи с этим 6 января 1945 года Черчилль обратился к И.В. Сталину с письмом, в котором просил для облегчения тяжелого положения войск Англии и США в Арденнах начать «крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты». (Ф.Д. Волков. «Взлет и падение Сталина». М., 1992, с. 216). Как известно, Сталин секретно пообещал Черчиллю сделать это «не позже второй половины января». А в итоге начали 12-го.

В Висло-Одерской операции удалось прорваться сверхглубоко, в короткий срок и с жертвами, едва ли превышавшими вражеские (у нас принято считать число погибших за освобождение Польши, а ее послевоенные границы разительно отличаются от довоенных). Не игнорируя заведомо преувеличенный Западом и битыми гитлеровцами роковой просчет Гитлера (ради Арденн оставить на пути Советской армии к Берлину мало резервов), все же главное – умелое использование нашим командованием превосходства в технике и людях плюс сильнейший порыв воинов скорей разгромить ненавистного врага.

Причем, как и на всех фронтах, не подкачали и кузбассовцы. Довелось стать Героем Советского Союза берикульцу, капитану-артиллеристу Николаю Редковскому, первому с батареей форсировавшему Одер у Кюстрина, и, несмотря на ранение, отразившему контратаку плацдарма. А наш тыл – женский особенно, и далеко не бескровный… Не сравнить ли с подвигами гнавших гитлеровцев к Берлину воинов поступок кемеровчанки Кати Рябиковой: после того как ей на заводе №606 на станке отрезало фаланги пальцев, она продолжала работу без больничного листа («Герои тыла», Кемерово, 2012, с. 196).

Начатая одновременно с Висло-Одерской Восточно-Прусская операция развивалась медленней и тяжелей. Несколько долговременных линий обороны плюс превращение в опорный пункт массы каменных зданий, каждой мало-мальски удобной водной преграды, – и сплошь немецкое население, ждавшее повторения гибели армии Самсонова в 1914-м… Сравните: 16 дней – и было преодолено 400 километров от Варшавы до Кюстрина; а тут 80 км до главных рубежей Кенигсберга – за месяц… Тем не менее, и тут к концу января противник расчленен натрое и прижат к морю.

Почти под занавес – малоизвестный факт надежды Гитлера все же уцепиться за соломинку. Предатель Власов просил создать антисоветскую армию с лета 1942-го, – фюрер долго возражал (не зря!), но вот 29 января 1945-го «созрел»…

Юрий ТРИБИЦОВ,
кандидат исторических наук.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс