По-белорусски и по-кузбасски!

23 октября 2014 | Газета «Кузбасс»

Тулеев-ЛукашенкоНа недавнем заседании совета при полпреде президента РФ в СФО и совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), которое проходило в Новосибирске в рамках Дней Беларуси в Сибири, губернатор Кузбасса Аман Тулеев похвалил белорусские продукты, пожурил конструкторов самосвалов, рассказал о совместных кузбасско-белорусских планах, купил новую технику и предложил использовать белорусский опыт поддержки бизнеса.

Давние связи

В последние дни о взаимоотношениях России и Республики Беларусь говорится очень много. И наш регион занимает здесь место особое. Так, неделю назад в Минске прошла традиционная пресс-конференция президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с участием российских СМИ. Отвечая на вопрос главного редактора газеты «Кузбасс» Валерия Качина, Александр Лукашенко сразу обозначил свое отношение и к нашему краю, и к главе Кемеровской области, ведь его и Амана Тулеева связывает давняя многолетняя дружба. «Аману Тулееву передайте мою благодарность, – сказал Лукашенко. — Недавно мы произвели первый в мире 450-тонный самосвал. И на испытания мы его отдали вам в знак величайшего уважения к вам, к вашим людям и к моему Аману Тулееву. Это человек, с которым меня очень многое связывает. И когда ваши шахтеры попросили: мы хотим эту машину, я говорю: отдайте им для испытаний! Хотя потребность для испытаний была у многих. И мы отдали её в знак уважения к кузбасским нашим шахтерам…»

А спустя несколько дней о давней дружбе между нашими регионами говорил в Новосибирске уже Аман Тулеев. Шутка ли: в 1998 году, в смутное забастовочное время, Лукашенко не побоялся приехать в Кузбасс. Тогда и было подписано первое соглашение о сотрудничестве.
С тех пор связи только окрепли: товарооборот Кузбасса и Республики Беларусь, начиная с 1998 года, вырос в четыре раза (составляет 330 млн долларов США). Белорусы поставляют нам карьерную технику, транспортные средства, продукты, одежду и прочее. Из Кузбасса в Республику Беларусь отправляются уголь, металлы, удобрения. А в конце года прошлого было подписано соглашение уже на два года – здесь отражено 30 серьезных проектов по развитию совместного бизнеса.

Нам нужна эта техника!

Выступление Амана Тулеева на заседании МАСС получилось, наверное, самым красочным и неожиданным. Ведь кузбасскому губернатору удалось и похвалить партнеров, и пожурить, и даже… совершить ряд покупок!

Но начался разговор о кузбасско-белорусских отношениях дня сегодняшнего, конечно же, с Белорусского автозавода. И с легендарного 450-тонного «БелАЗа», который в канун Дня шахтера начал промышленные испытания на разрезе «Черниговец». Аман Тулеев поблагодарил Александра Лукашенко за этот подарок и отметил: «Сейчас он нормально проходит технические испытания третий месяц. А впереди, как мы договорились, 560-тонный «БелАЗ»! Это будет полнейшая технологическая революция в горнодобывающей отрасли!»
Отношения Белорусского автозавода и кузбасских угольщиков крепнут год от года: пока наш регион, единственный в России, производит комплектующие для карьерной техники.

Но есть и проблемы, которые требуют решения. «Самые экономически выгодные для кузбасских угольщиков – 320-тонные «БелАЗы». Но там есть серьезные конструкторские недоработки. Один только разрез «Черниговец» за три года понес убытки 620 млн рублей. Ну, мы же просим, и обращались на завод: пусть конструктора сидят с нами! Вот почему они так-то? Приехали на три дня, посидели, водку попили, уехали… Дальше-то что? Ты сиди, сиди, поломалось – залазь вместе с нашими специалистами, доводи все это до ума! Иначе мы потеряем эту технику! Отказываться от этой модели не хочется, и мы просим, чтобы усовершенствовали узлы и детали, особенно сейчас, перед зимой», — обратился Аман Тулеев к первому заместителю премьер-министра Республики Беларусь Владимиру Семашко.

Но речь шла не только о «БелАЗах»: Кузбасс вместе с белорусскими заводами наладил совместное производство трамваев и лифтов. А автобусы белорусского производства вообще вызывают восхищение кузбасских транспортников. «Кстати, на выставке эти автобусы стоят, мы их уже закупили… Я на вертолете, они следом за мной поедут…», – сказал Тулеев, вызвав аплодисменты присутствующих.

Но и тут кузбасский губернатор вновь обратился к Владимиру Семашко: «За последние три года мы закупили 350 автобусов на сумму 1,5 млрд рублей. Это прилично. Ну, дают же постоянным покупателям в супермаркете какую-то скидку? Плюс еще наладим совместную сборку. Площадки у нас есть. Выгода обоюдная: для вас – гарантированный рынок сбыта, для нас – новые рабочие места…»

Тушенка тушенке рознь

Не обошел вниманием кузбасский губернатор и взаимодействие в части продовольственной безопасности:
«Мы открыли специализированную торговую сеть для продовольственных товаров из Белоруссии под брендом «Соседи». Там более 500 наименований: сыры, масло, мясные, молочные продукты… У них цены выше, но всё уходит влет. Я заходил, и сам брал. Вот к стыду нашему: нашу взять тушенку и белорусскую. Наши обязательно… У них ведь просто печень заболит, если они чего-нибудь не подмешают в эту тушенку, и не поймешь, что ты ешь! У них же: колбаса, тушенка – за версту пахнет! Как «Докторская» колбаса в Советском Союзе! Белорусы этого добились: цены выше, а продукты не лежат!»

По мнению Амана Тулеева, необходимо перенимать опыт белорусских переработчиков. Потому в 2013 году было подписано соглашение о строительстве в Прокопьевске вместе с компанией «Трайпл» молочного завода по переработке молока. Запуск предприятия намечен на декабрь 2015 года.

И, конечно же, снова говорилось об угле: несколько лет назад Беларусь заявляла о планах открыть собственный угольный разрез в нашем регионе. Тогда и была предпринята попытка создать совместное предприятие — разрез «Белорусский». Но планам не суждено было реализоваться. Сейчас Кемеровская область приняла предложение белорусской стороны о второй попытке создания угольного разреза. Но рассматривается также и другой вариант: Кузбасс готов поставлять свой уголь в республику по выгодной цене и без посредников. А расплачиваться за топливо можно будет в этом случае «БелАЗами» или автобусами и трамваями.

«Чтобы само в руки пошло!»

Кроме того, Аман Тулеев попросил присутствующих предложить правительству России рассмотреть белорусский опыт поддержки производителей: «Вот мы покупаем карьерную технику. Причем белорусы возвращают часть процентной ставки, равную ставке рефинансирования Центробанка. Она сегодня где-то 8,25%. Получается, мы берем «БелАЗ» в кредит не под 17% (сейчас уже больше), а под 8,75%. Ну, как не брать? Само в руки идет! Вот как белорусские коллеги стимулируют рынок сбыта для своих производителей!»

И, несмотря на то, что на уровне региона местным производителям Кузбасс предоставляет ряд льгот, этот вопрос все же – уровня федерального.

«Мы предлагаем и на федеральном уровне предоставлять льготы для серьезных совместных производств, — сказал губернатор. — Такие, как снижение налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка по уплате НДС для производителей, субсидирование процентной ставки по кредитам для данных инвестпроектов. Это позволит компаниям вкладывать еще больше средств в развитие совместных производств и быть конкурентоспособными на рынке».

А завершил свое выступление губернатор еще одним подарком белорусской стороне: он сообщил, что здесь же, на выставке, принял решение о покупке снегоуборочной техники белорусского производства, и еще раз попросил передать слова благодарности от всего трехмиллионного Кузбасса президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко.

А Владимир Семашко, по получению главы республики, вручил Аману Тулееву орден Почета. Это одна из самых престижных наград страны, которая вручается «за большие заслуги в укреплении и развитии экономических, научно-технических, культурных и иных связей» между Республикой Беларусь и другими государствами.

Наталья ГУЗЕВА.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети