Кто в доме хозяин?

15 сентября 2014 | Евгений Беседин

жкх

Открывшийся полтора года назад первый в стране Центр жилищного просвещения в Кемеровской области доказал свою эффективность. Люди стали чаще обращаться за консультациями, чем с жалобами. То есть готовы реально пользоваться той информацией, которую получают в центре. Об этом сообщила, подводя некоторые итоги, исполнительный директор автономной некоммерческой организации Любовь Сорокина.

Знать свои права

— Да, мы сегодня уже можем подвести некоторый итог деятельности Центра жилищного просвещения, — говорит председатель комиссии по вопросам местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства Общественной палаты Кемеровской области Михаил Сергеев. – Открыли его в Кемерове по инициативе Общественной палаты России, которую поддержала ОП Кемеровской области. Главная цель — добиться, чтобы все квартиросъёмщики и собственники жилья знали свои права и обязанности. После этого, по просьбе губернатора, открыли центр ещё в одном большом городе – Новокузнецке. Мы подобрали в них самых опытных, надёжных и грамотных специалистов, которые отработали в системе ЖКХ долгие годы.
Одна из них, Любовь Сорокина, и возглавила кузбасский Центр жилищного просвещения. Она уточнила, что вся работа проводится в тесном взаимодействии с Государственной жилищной инспекцией, а также заместителями глав территорий по ЖКХ. Люди могут обращаться со своими вопросами как непосредственно в офисы, так на автоответчик. Сотрудники регистрируют факт обращения – заводят карточку и обязательно перезванивают человеку.

В сложных случаях обращаются за содействием в Госжилинспекцию.
— Если сравнить обращения прошлого года и нынешнего, то они снизились почти вдвое, — констатирует Любовь Ивановна. – Лидируют по запросам, естественно, Кемерово и Новокузнецк. Но и в них наблюдается снижение. Так, в областном центре количество обращений граждан снизилось в три раза, в Новокузнецке – в два.
При этом если в первые месяцы работы поступали в основном жалобы, то сейчас структура поменялась: 80 процентов – это разъяснения, консультации и обучение и лишь 20 – непосредственно жалобы. Последние — чаще из-за несовершенств жилищного законодательства. Так, «горячим» на жалобы было время, когда ввели нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, а также ОДН по электроэнергии.
А сегодня самым актуальным вопросом у собственников жилья является проведение капитального ремонта. Ведь если раньше было достаточно 51 процента голосов собственников для принятия решения, то сегодня требуется две трети голосов. То есть фактически все собственники должны хорошо ориентироваться в том, что касается капремонта. Тщательной проработки также требует вопрос открытия индивидуальных спецсчетов при капремонте жилья.

По новым правилам

Заместитель председателя совета Кузбасского центра «Инициатива» Вера Дзюба представила работу Центра жилищного просвещения в слайдах и цифрах. С конца прошлого года он выиграл грант президента для реализации проекта «Кто в доме хозяин». Одиннадцать месяцев общественники изучали ситуацию в кузбасском жилкомхозе. Было запланировано пять основных направлений исследовательской работы: деятельность самого Центра жилищного просвещения, мониторинг сайтов управляющих компаний, анализ поступивших обращений граждан, информационные встречи со старшими по домам, встречи с населением для разъяснения норм жилищного законодательства, издание справочной и методической литературы. Каков же общий итог? За одиннадцать месяцев осуществления проекта в центр обратились более одной тысячи граждан. Самыми активными были ноябрь и декабрь прошлого года. Сейчас количество обращений несколько снизилось.
— Наверное, это связано с летним периодом, — предполагает Вера Николаевна. – Но есть и другая причина: очень большую информационно-разъяснительную работу центр проводит со старшими по домам, в советах ветеранов, школах, училищах. Состоялось более тридцати таких мероприятий в различных территориях Кузбасса, в результате люди стали намного информированней.
Вера Дзюба особо остановилась на мониторинге сайтов управляющих компаний. В соответствии с постановлением правительства РФ от 23 сентября 2010 года утверждены стандарты раскрытия информации управляющими организациями. Самый главный ресурс, на котором размещается информация, – сайт «Реформа ЖКХ». На нём даются сведения о 481 управляющей организации из Кемеровской области, в том числе 192 товариществах собственников жилья. Но анализ показал, что данные «раскрываются не полностью», не по всем стандартам. Например, из взятых общественниками 207 управляющих организаций сведения о расходах, понесённых в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, имеются только на 93 сайтах. Подчас информация сложно представлена и затруднена для восприятия. Поэтому собственники иногда не понимают такую отчетность.
Присутствовавший на встрече с журналистами начальник Государственной жилищной инспекции Кемеровской области Ирина Гайденко рассказала о последних требованиях, предъявляемых сегодня к деятельности жилищных компаний. Одним из них является обязательное лицензирование. Организации, которые не пройдут эту процедуру, не будут допускаться к управлению многоквартирными домами. Формально с первого сентября процесс лицензирования должен был начаться. Однако на уровне Федерации не вышел ряд подзаконных актов. Их проекты разработаны, и сейчас жилищники, органы власти ждут появления методических рекомендаций. На уровне субъекта Федерации такие разработки уже имеются. Как только законодательные потоки и нормативные акты будут синхронизированы, в деятельности управляющих организаций, жизни собственников жилья наступит новая реальность. И в этих условиях информационно-разъяснительная роль центров жилищного просвещения будет только возрастать
Евгений БЕСЕДИН.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети