«Дуглас» тайны не открыл
Найденный в горах Тисульского района американский самолет по-прежнему «вне зоны доступа»
Первая межведомственная экспедиция отправилась в горы заповедника «Кузнецкий Алатау» к обломкам бомбардировщика Douglas A-20 Havoc (также известного как DB-7 Boston) в прошлую пятницу из Кемерова. На борту вертолета были инспекторы заповедника «Кузнецкий Алатау», представители департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, областной поисково-спасательной службы, МЧС и МВД.
Напомним, сведения о том, что в горах Тисульского района лежит разбившийся американский бомбардировщик, были получены еще в 1966 году. Его тогда случайно обнаружил местный охотник, однако точно зафиксировать место находки до недавнего времени не удавалось. И только в конце июля сотрудниками заповедника в ходе проведения научно-исследовательских работ потерпевший крушение самолет был найден на склоне горы Зеленой.
Однако с лёту открыть тайну в этот раз не удалось. Участники экспедиции вынуждены были вернуться обратно, поскольку погодные условия не дали летчикам возможности приземлиться. До места падения самолета оставалось всего несколько километров…
Юлия МАТЮЩЕНКО.
Кемерово — Тисульский район.
Комментарии
Евгений Дедюхин,
первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Кемеровской области:
— В 2015 году отмечается 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Подготовка к этому событию уже началась. По поручению губернатора Кемеровской области была предпринята эта попытка — не будем говорить, что она неудачная. Экспедиция состоялась.
В 1940-е годы по «Ленд-лизу» (государственная программа, по которой США передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. – Прим. ред.) Соединенные Штаты оказывали Советскому Союзу помощь военной техникой. И один из маршрутов во время Великой Отечественной войны проходил с Аляски через Кемеровскую область. В дальнейшем русские умельцы переделывали американские бомбардировщики под ночные истребители. Один такой самолет и потерпел крушение в труднодоступном районе Кузбасса. Мы хотели попасть на место крушения на гору Зеленую, чтобы узнать всё про экипаж самолета, собрать артефакты. Посмотреть, есть ли возможность останки самолета доставить на Большую землю и передать его музеям. В частности, музеям под открытым небом — в кемеровском парке Победы имени Жукова и открывающемся в этом году парке Победы в Новокузнецке.
Помешали погодные условия. В горах, а высота Зеленой 1200 метров, облачность была очень низкая, вертолет не смог приземлиться, хотя до нее оставалось меньше 10 километров. Будем считать этот раз разведывательной экспедицией. Я думаю, что в следующей попытке мы прилетим туда и всё сделаем. Все задокументируем и привезем артефакты в Кемерово.
Плюс будем планировать, кроме летного маршрута, и сухопутный. Проложим его по карте, посмотрим со спасателями и волонтерами-туристами возможность совершить пеший маршрут на тяжелой технике к месту падения самолета. Перед Днем Победы, в следующем году, его обязательно совершим. Такие места в Кузбассе должны быть доступны, чтобы и наши жители, и гости региона знали и помнили о них.
Григорий Шинкаренко,
главный специалист департамента культуры
и национальной политики Кемеровской области:
— Цель была вполне прагматичная – провести разведку с осмотром места крушения, которое произошло многие десятилетия назад. Лично я ставил для себя цель осмотреть то, что осталось от самолета, его фюзеляж, на предмет его дальнейшей музеефикации. Но природа опять показала свою сложность и капризность. Попытки, безусловно, будут продолжены, и уже сейчас они делаются, поскольку серьезного архивного исследования до сих пор не проводилось. Если в 70-80-е годы среди местных жителей, таежников и туристов ходили только байки и легенды, кто-то случайно натыкался на обломки самолета, то сейчас начинаются плотные исследования силами двух музеев: Тисульского районного краеведческого, поскольку это их территория, и сотрудниками отдела военной истории Кемеровского областного краеведческого музея, имеющими опыт архивных разысканий. А всех заинтересованных частных лиц, как мы рассчитываем, поможет связать интернет. Возможно, на сайте областного краеведческого музея начнется обмен информацией, ведь у многих людей сегодня такое хобби – открывать тайны нашей военной истории, и они смогут поделиться своими наработками.
Версий о «происхождении» потерпевшего крушение самолета сегодня уже две. Но безусловно то, что он американского производства и что в 40-е годы он был поставлен в нашу страну. Первая версия активно обсуждалась в интернете. Что самолет в годы Великой Отечественной перегонялся из Америки в западную часть СССР для его дальнейшего использования как истребителя. Но по погодным условиям или по причине того, что летчики сбились с курса, он разбился. Вторая версия такая. После войны началось активное картографирование Западной Сибири и Кузбасса, который стал настоящим индустриальным центром, внесшим значительный вклад в победу. Территория картографировалась как раз с помощью этой оставшейся союзнической техники. Во время этой сложной работы и произошло крушение…
Тем временем
По данным Кемеровского регионального отделения ООД «Поисковое движение России», опознавательный знак самолета «Дуглас А-20 Бостон», найденного на территории заповедника «Кузнецкий Алатау», — Ф-216. Эта буква Ф – опознавательный знак именно самолетов аэрофотосъемки. В Новосибирске существовал авиаотряд главного управления геодезии и картографии, который работал именно на «Бостонах». Отрядов аэрофотосъемки еще с 1930-х годов было несколько, но использовали они другие самолеты: По-2, Р-5, Г-1 и МП-1. «Бостоны» в них появились с 1945-го. Потому, скорее всего, эта потеря – послевоенная. В данных главного управления геодезии и картографии значится две потери с человеческими жертвами: в 1946 и 1947 годах. А вот военные архивы по эскадрильям аэрофотосъемок после 1945 года не рассекречены до сих пор…