Соцсети:
Актуальное

Достоинство мастера

20 июня 2014 | Вадим Антонов

 груздев

75-летний юбилей отметил дважды мастер спорта СССР – по русскому хоккею и «шайбе» — Геннадий Павлович Груздев.
Болельщики со стажем, особенно, конечно, в Кемерове и Новокузнецке, помнят высокорослого, атлетично сложенного игрока с ярко выраженными лидерскими качествами, виртуозно умевшего и партнера «наградить» голевой передачей, и самому огорчить вратаря соперников. Груздев – бронзовый призер чемпионата СССР-1973 по хоккею с мячом в составе кемеровского «Кузбасса» и один из главных творцов этого достижения.

Накануне юбилея наш обозреватель встретился с заслуженным ветераном кузбасского спорта. Геннадий Павлович – интересный рассказчик, помнящий детали событий давно минувший дней. Из этих деталей и складывается общая картина, вырисовывается линия жизни Груздева, изобиловавшая крутыми поворотами. Неизменным оставалось одно: умение мужественно принимать подчас жестокие превратности судьбы, не «тонуть» в водовороте нежданных коллизий, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение окружающих.

Впрочем, послушаем юбиляра.
— Как самочувствие, Геннадий Павлович?
— Вроде бы ничего. Живой пока, — улыбается Груздев.- Колени подхрустывают, но передвигаюсь.У меня искусственный сустав в правом колене. Еще в 17 лет случился разрыв обоих менисков, и с этой болячкой прошел весь профессиональный спорт.
— Ваше первое спортивное увлечение?
— Очень любил футбол. В Ленинске-Кузнецком, где родился, играл вратарем за команду таксомоторного парка «Чайка». Мы были чемпионами Кузбасса в 1958 году. В том же сезоне меня пригласили в Кемерово, в хоккейный «Шахтёр», выступавший в высшей лиге чемпионата СССР. А еще через несколько лет перешел в хоккей с шайбой, надел форму новокузнецкого «Металлурга».
— В «шайбе» было сложно адаптироваться?
— Конечно, особенно на первых порах: перешел в другой вид спорта уже в 22 года. Благодарен судьбе за то, что и в хоккее с мячом, и в хоккее с шайбой удалось по-играть с самобытными мастерами.
— В то время спортсменов не считали профессионалами…
— Да, но относились к игре, как профессионалы. Дополнительно занимались после тренировок, порой заигрывались, забывая, что уже завтра календарный матч.
— В памятном нашим болельщикам сезоне 1972-1973 годов выполняли функции играющего тренера «Кузбасса»?
— Скажу, что 1972 год выдался неожиданным для меня. Я уж было решил уйти из спорта, готовил себя к обычной жизни. Летом поехал с друзьями на «шабашку». Пахали от зари до зари, чтобы денег заработать. Сдали объекты под осень, когда команда, понятно, прошла «предсезонку».
После возвращения домой меня пригласили в обком партии и предложили руководить «Кузбассом», а тогдашнего главного тренера Свердлова отправить в отставку. Согласился, но сказал, что Свердлов пусть остается в команде в любом качестве, а после сезона решим, кому быть главным. К тому времени «Кузбасс» потерпел два поражения, но в третьем туре мы обыграли дома алма-атинское «Динамо», которое в том сезоне стало вице-чемпионом СССР.
Решил, что и сам могу выйти на лед, как раз был недельный перерыв в календаре, покатался и включился в игру. Мы поехали на гостевые матчи по маршруту Омск-Свердловск-Первоуральск и набрали пять очков из шести. А дальше все пошло по накатанной. Как тренеру мне и не пришлось особо работать: ребята умели делать свое дело, мужали с каждой игрой. Образовался дружный коллектив, заслуженно занявший третье место в чемпионате СССР. Мы были достойны медалей, что бы ни говорили злые языки.
— А вы хотели быть тренером команды мастеров?
— Честно признаюсь, не хотел. Даже когда исполнял обязанности главного тренера в новокузнецком «Металлурге». Был такой эпизод, но это был не мой выбор, меня назначили, и это тогда не обсуждалось. Удивлялся: почему выбор пал на меня. Коллектив отнесся с пониманием, но в следующем сезоне я сам себя отстранил от тренерской работы, слегка расслабившись с партнерами на предсезонном сборе. А вообще тренерская доля хуже каторги.
— Поэтому после «бронзового» сезона ушли из «Кузбасса»?
— Меня отчислили из команды. Бывает и такое. Возможно, остался бы в «Кузбассе», если бы после сезона сходил на встречу в обком партии, куда меня приглашали. До сих пор жалею, что не сделал этого. Не удалось тогда сохранить коллектив, который был на подъеме, почувствовав вкус побед.
— После отчисления из команды начали обычную жизнь?
— Устроился в объединение «Азот», ремонтно-механический цех, лаборатория неразрушающих методов контроля. Производство – не моя стихия, с трудом привыкал. Был физоргом цеха. Тогда спорту уделяли большое внимание на предприятиях и результаты рабочих спартакиад учитывались в соцсоревновании. Наш коллектив собрал все кубки на летних и зимних спартакиадах. Выработал вредный стаж, отработав одиннадцать лет, и в 50 пошел на пенсию. А уже после «Азота» несколько лет работал на Кедровском разрезе водителем 110-тонного «БелАЗа».Интересная машина, а труд тяжелый.
— Что пожелаете молодым с высоты вашего жизненного опыта?
— Советую сосредоточиться на любимом деле, не увлекаясь посторонними вещами. В этом случае не упадете и на повороте, а главное — не потеряетесь в жизни.
Вадим АНТОНОВ.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс