Соцсети:
Актуальное

Арбузы, которые не по зубам

26 мая 2014 | Татьяна Фомина

учебники

Обучение станет более однообразным?

Министерством образования утвержден новый перечень учебников на следующий учебный год. Он отличается от того, которым пользуются школы сейчас. Учебников станет меньше. В том числе и за счет тех, которые, казалось бы, доказали свою эффективность. Это вызвало в стране горячие дебаты. И, видимо, не случайно, несмотря на то, что Минобр список утвердил, Минюст его так и не зарегистрировал.
Казалось бы, ничего страшного в том, что учебников станет меньше, нет. Ведь занимались школьники еще в 80-е годы по единственной в стране традиционной программе. И большинство родителей и детей тогда вообще не обращали внимания на авторов пособий. Зачем? Учебник математики, например, он и есть учебник математики.
А сейчас самые оживленные споры вызвал тот факт, что в новый перечень не вошли ставшие популярными в последние 20 лет учебники математики Л.Г. Петерсон для начальной школы и развивающая система Занкова (в нее входят учебники определенных авторов). По этим программам учили детей с первого по четвертый класс буквально все российские школы с углубленным изучением разных предметов.

Отказываться не хочется
Отношение к отмене этих учебников в обществе разное.
— У нас один класс в параллели обучается математике по учебникам Петерсон, в этом году выпускаем уже четвертую параллель по этой программе, — рассказали в одной из кемеровских школ. – Очень хорошие результаты получаем. При этом учебники рассчитаны на детей с разными уровнями способностей.
Еще один класс работает по системе Л.В. Занкова. Призеры городских конкурсов и олимпиад в основном из этих классов. Преподаватели расстраиваются: как от этого отказаться?
Трудности перевода
Жалеют о предстоящей потере и в других образовательных учреждениях Кузбасса.
— Поймите, что речь идет об отмене не просто двух учебников, а двух развивающих образовательных систем: «Школа 2100» и система Л. В. Занкова, — рассказали в другой школе. – А система – это целая линия учебников по всем предметам. Если я взяла систему Занкова, то я должна взять всю линию учебников этой системы. Потому что там всё взаимосвязано: если я по русскому изу-
чаю безударные гласные, то где-нибудь в математике или в «окружающем мире» каким-то образом эта тема обязательно будет затронута. Если отменяется один учебник из системы, то все остальные – тоже. И значит – вся занковская система.

История вопроса
Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004 г. №93, начальное общее образование включало в себя: традиционную систему обучения (программы «Школа России», «Гармония», «Школа 2000…», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний»); развивающие системы обучения (система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова).
Позднее программы, учебники менялись, границы между традиционной и развивающей системами смещались, появлялись другие, одни программы и учебники становились популярными, другие не приживались. Но система Л.В. Занкова и математика Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», которая входила в разные периоды в разные программы, стали буквально символами опережающе-развивающего обучения.
Первоклассная задача
Эти учебники не прошли федеральную государственную экспертизу. Почему? На этот счет было много разговоров. Чиновники выдвигали разные позиции — от чисто технических (документацию на экспертизу подали не в том виде, не вовремя и т. д.) до содержательных.
И сейчас на интернет-форумах можно встретить радостные возгласы некоторых родителей по поводу отмены Занкова и Петерсон. Дескать, слава богу! Развивающие программы сложны, дети не справляются, родители тоже…
В чем сложность? Учитель начальных классов Татьяна Васильевна С. объяснила:
— Система Занкова — это слоеный пирог. Здесь все перемешано. Если мы сегодня с ребятами поговорили об имени существительном, то вернемся к этой теме, например, только через три урока.
Но уже на основе того, что три урока назад выучили. Ребенок должен вспомнить то, о чем говорили три урока назад, и на основе тех знаний сделать выводы сегодня.
В традиционной системе иначе: на тему «Существительное» отведено 10 уроков, мы всё это время изучаем существительное от и до. Потом переходим к глаголу. А по Занкову – дети одновременно и глагол, и существительное изучают. В итоге у них должна сложиться целостная картина. Особенность этой системы в том, что в ней очень мало тренировочных упражнений. Как по русскому языку, так и по математике. В традиции иначе: там много упражнений на отработку навыков. А в развивающих — всё на память, на логику, на мышление. Для детей, у которых кратковременная память, которые не могут вспомнить, что было три урока назад, эта система не очень подходит.
В занковский класс психологи рекомендовали поступать тем детям, у которых более нестандартное, творческое мышление, которые могут рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Плюсы системы Занкова в том, что дети выходят из четвертого класса с хорошей опережающей подготовкой. В начальной школе они изучают темы, которых никогда не было в традиционной. Учитель в пятом классе начинает им объяснять, а оказывается, они это уже знают. Можно шагать дальше. А пятиклассникам, которые прошли традиционную начальную школу, надо всё начинать заново. Правда, поделюсь секретом: у каждого учителя, работающего по программе Занкова, лежит на столе учебник из традиционной «Школы России», где много практических заданий.
Как дважды два
Математика «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон – очень необычная и интересная. Там много заданий на развитие мышления, на логику, на смекалку. И серьезных, и занимательных. Это и обескураживает многих родителей, которых самих учили по принципу «дети, запомните, два плюс два равно четыре». Видимо, именно такой папа написал возмущенное сообщение в социальную сеть по поводу одной петерсоновской задачки. По его мнению, автор сама ничего не смыслит в математике, а потому дает в учебнике неверный ответ. Задача такая. «Арбуз весит 3 кг и пол-арбуза. Сколько весит арбуз?» Ответ в учебнике: 6 кг. По мнению писавшего, ответ должен быть 4,5 кг и никак иначе…
Конечно, мам и пап, которым приходится ломать головы вместе с их первоклашками над такими «арбузами», математика Л.Г. Петерсон раздражает.

Проблемы технические
— Все классы теперь придется переводить на программу «Перспективная школа России», — рассказала директор одной из кузбасских школ. — Три года назад нам дали бесплатно учебники на три класса по этой программе (два других занимались по занковской системе и по «Школа 2100»). Они переходят в следующие три первых класса. И в этом году у меня пять первых классов. На три есть учебники, а на два нет. И мы вынуждены будем потратить на них субвенцию, которую получаем вообще на все нужды, а не только на книги.
В подобном положении сейчас, как мы выяснили, большинство школ страны и, естественно, Кузбасса. И пока комментировать создавшуюся ситуацию большинство управлений образования не хотят. И правда, что тут скажешь?
Татьяна ФОМИНА.

Комментарий

«Будут ли ученики вторых-четвертых классов обучаться по тем учебникам, по которым занимались в первом классе, если они не вошли в перечень? За чей счет будут приобретаться новые учебники?» На эти наши вопросы «Кузбасса» ответила зам. начальника управления образования г. Кемерово Елена Черданцева:

— Согласно письму департамента государственной политики в сфере общего образования от 29.04.2014 года №08-548 «О федеральном перечне учебников», «если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа». В первых классах эти учебники использоваться в 2014/15 учебном году не будут. Учебники для первого класса будут приобретаться за счет бюджетных средств.

Тем временем

В Норвегии российская система изучения математики признана самой прогрессивной. Такие выводы сделали специалисты университета Ставангера, протестировавшие школьников своей страны. Было установлено, что 65,5% девочек и мальчиков из начальных классов губерний Рогаланд и Хордаланд набрали самые высокие баллы при сдаче государственных тестов. При этом дети обучались по развивающей методике Занкова, которая очень популярна в России. Норвежское книжное издательство уже в текущем году планирует перевести и напечатать первую партию российских учебников

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс