Читатель
Сегодня в книжном обозрении — «Перевал Дятлова, или Тайна девяти» Анны Матвеевой и «Город на Стиксе» Натальи Земсковой.
Про Гурман-городок и прекрасных дам
Наталья ЗЕМСКОВА. «Город на Стиксе». М.: ООО «АрсисБукс», 2013 г. 348 с.
Мне было очень трудно решиться писать рецензию на эту книгу. Во-первых, автор – пермская журналистка Наталья Земскова – моя близкая подруга. Во-вторых, книга эта посвящена мне (натурально, на первой странице значатся мои фамилия-имя-отчество). А в-третьих, большинство событий и персонажей, описанных в романе, мне хорошо знакомо. Да что говорить! Я сама там выведена под именем одной из героинь, а уж наши с Натальей шутки-фразочки, курьезные (или печальные) эпизоды совместного бытования в одном кабинете одной газеты описаны прямо-таки с документальной точностью.
И тем не менее… Тем не менее считаю, что не заметить эту книгу нельзя. Потому что помимо дамской линии (как читатель уже понял, похожей на все истории женских дружб, замешанных на ожидании «главной любви всей жизни», вроде «Секса в большом городе») здесь есть еще одна, важнейшая.
А именно – исследование существования таланта в провинции. Будучи журналисткой, Наталья немало писала о людях творческих профессий – актерах, художниках, музыкантах. Некоторые из них (например, балетмейстер Евгений Панфилов) слишком рано ушли из жизни, причем при весьма прискорбных обстоятельствах. В романе гибнут четыре героя – артист, художник, поэт и музыкант. Причем гибнут (каждый) как-то глупо, по-бытовому. Расследование их смертей особого интереса для следственных органов не представляет. Но журналистка Лиза, героиня «Города на Стиксе», смущенная тем, что все они умирают после ее хвалебных статей про их творчество, затевает собственное расследование. И выясняется, что все эти мужчины в юности были дружны (даже организовали нечто вроде тайного рыцарского ордена, поклявшись никуда не уезжать из родной провинции, а прославиться и состояться здесь, заодно прославив и родной город).
Кстати, Пермь в книге своим именем не названа, просто Город. Но на самом деле у нас там действительно протекает маленькая речушка Стикс (наподобие здешней Искитимки), названная так неким остроумцем еще в ХIХ веке, поскольку она отделяла от черты города местное кладбище.
Так вот. Главная прелесть этого романа – удивительно точно ухваченное самоощущение талантливого человека, который – променяй он родные пенаты на столицу – вполне мог бы попасть в обойму «первых имен» сегодняшнего искусства. Таков был тот же Панфилов, обладатель нескольких «Золотых масок», один из родоначальников contemporary-dance в России. Таков иллюзионист Владимир Данилин, который большую часть жизни провел в зарубежных турне…
В книге есть высочайшие по степени художественной достоверности эпизоды (вроде ночной встречи наших рыцарей в залах Пермской художественной галереи или описания «городских сумасшедших» — местных краеведов, самоотверженно служащих идее территориальной самоидентификации). Директор гимназии имени Дягилева (кстати, знаменитый балетный продюсер действительно родился и вырос в Пермском крае), краевед Мелентий Петрович, профессор Синеглазов – все эти фигуры (точнее, их прототипы) хорошо известны пермякам и являются знаковыми для города. И абсолютно знаковой, очень точной представляется мне главная мысль автора: чтобы провинциальный город стал «столичным», чтобы таланты могли в нем не только рождаться, но и жить, творить, существовать, он должен напитаться жертвами. Впитать в свою биографию, в свою репутацию, в свою ауру их деяния и гибель. Да, и гибель тоже. Потому что только после смерти можно оценить степень качества творца. Так выковывается «матрица города».
Кстати, книга «Город на Стиксе» писалась именно тогда, когда в арт-сообществе (не без влияния, правда, столичного Марата Гельмана) вовсю заговорили о «феномене Перми». Когда там как грибы после дождя стали рождаться новые культурные проекты, новые театры, фестивали, общественные движения… Наталья Земскова почувствовала и переосмыслила это по-своему. Столичные рецензенты, кстати, откликнувшиеся на ее книгу, считают, что такой «феномен» регулярно случается (или может случиться!) в любом городе нашей необъятной страны.
Ну, а для того, кому вся эта умственная составляющая покажется слишком сложной, я рекомендую Натальину книгу просто как увлекательное чтиво. У Земсковой прекрасное чувство юмора и отличная память на забавные детали. Так что читается этот роман и впрямь на одном дыхании.
Возраст тайны – полвека
Анна МАТВЕЕВА. «Перевал Дятлова, или Тайна девяти». М.: АСТ, 2013 г. 312 с.
Анна Матвеева – молодой прозаик из Екатеринбурга, и книга «Перевал Дятлова» — одна из первых ее заметных работ. Но имя Матвеевой следует запомнить: она уже начала мелькать в списках претендентов на литературные премии, ее рецензирует в своем сборнике, посвященном современной женской прозе, Захар Прилепин, а предисловие к роману «Перевал Дятлова» написал известный писатель Алексей Иванов, и называется это предисловие симптоматично: «Мы ищем то, что тревожит нашу совесть».
Это была и благородная и, на первый взгляд, очевидно успешная затея: написать книгу по следам таинственной гибели на Северном Урале группы из девяти свердловских студентов-туристов. Их нашли в феврале 1959-го со следами жутких повреждений: черепно-мозговые травмы, множественные переломы костей, кто-то был полуодет, кто-то замерз в «динамической позе» — словно подкошенный на бегу… Точной, окончательной версии расследования о том, что случилось, нет до сих пор. Во всяком случае, в официальном варианте.
На самом деле написать увлекательную художественную книгу про страшную реальную трагедию – очень трудно. Трудно не сбиться в документалистику с сухим перечислением фактов, трудно не впасть в другую крайность: фантазирование на тему. К тому же в Екатеринбурге до сих пор живы родные и близкие погибших…
Анне Матвеевой удалось избежать этих опасностей. Ее роман получился по-настоящему художественным произведением, но документальная основа в нем трогает гораздо больше придуманного обрамления. Сюжет: в руки молодой писательницы (книга написана от первого лица, так что перед нами, очевидно, альтер эго автора) попадают документы по расследованию трагедии на «перевале Дятлова». (Так по имени руководителя тур-группы Игоря Дятлова назвали впоследствии эту местность). Она увлекается ими, начинает проводить свое расследование, выстраивает версии, к обсуждению которых подключает родных и друзей. Параллельно линии погибших туристов развивается другая – незавершенный роман между разведенными супругами: нашей писательницей и ее мужем Вадимом, который изменил ей с подругой, ушел к ней, но потом одумался и пожалел о содеянном.
Впрочем, эта история семейной драмы, конечно же, меркнет перед историей гибели дятловцев. Кстати, версии причин трагедии, хотя они и кажутся поначалу одна другой фантастичнее, со временем приобретают все более отчетливое очертание. Автор, чтобы не запутаться в них и не запутать читателя, в конце концов выстраивает их по ранжиру, сопровождая честными признаниями: сколько, на ее ощущение, процентов вероятности таит каждая.
И выясняется, что «бытовые», доступные пониманию (вроде «беглые зэки напали» или «медведь-шатун заломал») на самом деле гораздо менее убедительны, чем версия взорвавшегося НЛО или испытания химоружия, под которое так неудачно попали студенты-туристы.
В конце концов авторское расследование Анны Матвеевой приходит к логическому выводу. С ним можно соглашаться или нет, но для себя автор находит убедительную трактовку минувших событий. А значит, она оказывается убедительна и для читателя. Не случайно именно эта книга про историю гибели туристов легла в основу фильма «Тайна перевала Дятлова». Хотя публикаций об этой истории немало и помимо романа Матвеевой.
К слову, в личной жизни героини все тоже завершается хеппи-эндом.
Ольга ШТРАУС.
Книги для рецензирования предоставлены кемеровскими магазинами «Аристотель» и «Буква».
К сожалению, мы не сможем вам оперативно ответить. Предлагаем вам написать в издательство, которое издавало книгу, так вы получите точный и наиболее оперативный ответ от первоисточника.
Budut izdanie novoe knig o taina gibeli gruppi dyatlova v godu 2020? Otveti mne! Spasibo!