Парк шорского периода
Шорский национальный парк с каждым годом посещают все больше туристов. Если в прошлом году в парке побывали 7405 человек, то только за семь с половиной месяцев этого года – уже 5269. Правда, речь идет только о контролируемом турпотоке. А если прибавить к этому числу не учтенных посетителей, то ориентировочное количество туристов составит порядка 9000 человек за год.
По словам заместителя директора по развитию ФГБУ «Шорский национальный парк» Владимира Надеждина, администрация этого госучреждения в будущем будет строже контролировать пребывание таких гостей на территории. А для тех туристов, кто соблюдает правила посещения парка, – делать отдых еще более комфортным.
Нашел гармонию
Чтобы увидеть красоты Шорского национального парка, необходимо добраться до поселка Усть-Кабырза и уже там пересесть в лодку. А пешком территорию парка в сотни тысяч гектаров — не одолеть. Именно вдоль берегов реки Мрассу располагаются места стоянок для туристов, обустроенные кордоны, и основные достопримечательности. А их тут столько, что хватит не на одно посещение. Официально насчитывается более 30 памятников природы: водопад Сага, каменная арка «Пьющий слон», скалы – Карчитский замок, Бастион, Царские ворота, множество пещер, в том числе Азасская — одно из семи чудес Кузбасса, известная в народе как место обитания йети. После первого посещения этих мест у многих появляется желание сюда вернуться.
Расстояния здесь впечатляют. Полтора часа на моторке от кордона «Медная», и вы у знаменитого водопада Сага. Здесь как раз и обосновался семь лет назад бывший новосибирец, в прошлом военный летчик
53-летний Виктор Турбин.
— Мы сплавлялись с отцом по Мрассу. Я увидел эти красоты. Решил переехать сюда жить. Я называю это кризисом среднего возраста, когда чего-то достиг и надо что-то менять в жизни. Работа стала неинтересной, а последние десять лет я занимался полиграфией, дети выросли. А здесь я нашел гармонию. К нам приезжают в гости дети с внуками.
Виктор поселился в доме на месте давно заброшенной, опустевшей деревни Сага, неподалеку от красивейшего водопада. Перевез из Новосибирска жену. Одновременно он по соглашению работает с администрацией парка и присматривает за туристическими кордонами. А в остальном – как отшельники – они ведут натуральное хозяйство. Держат корову, кур, кроликов. Живут не без комфорта. В этой глуши, в самой тайге, у них есть электричество, которое вырабатывают настоящие солнечные батареи. Все это они купили на свои деньги. И теперь, когда стоит солнечная погода, выработанной электроэнергии хватает, чтобы постирать при помощи «Малютки».
Жена Татьяна признается, что первые годы хотела все бросить и вернуться в Новосибирск. Но со временем стала привыкать. А вот мужу тут как раз по душе…
Тянет обратно
Пять километров пешком от Карчита, и вы у одной из загадочных пещер Кузбасса – Азасской. Этим летом администрация Шорского национального парка впервые организовала и провела всероссийский волонтерский лагерь. Правда, приехали всего 7 человек: юноши и девушки из Москвы, Подмосковья, Томска и Омска. Они жили здесь неделю, совмещая работу и активный отдых. И успели сделать немало: произвели уборку территории, заново проложили экотропу, которая ведет к «дому йети» — пещере Азасская, установили специальный баннер-указатель, а также оборудовали место стоянки: скамейки, стол и костровище. Одновременно отдыхали, любовались уникальными памятниками природы. Эти впечатления, по их словам, у них останутся надолго. К примеру, волонтер Александр Васильев из Москвы рассказал:
— Такого нигде больше не увидишь. Для меня, орнитолога-любителя, это подходящее место для изучения птиц, их здесь огромное количество. При поездке на водопад Сага я даже смог сфотографировать черного аиста, символ Шорского национального парка.
…На пути от кордона «Медная» вниз по течению Мрассу поселок Шор-Тайга. Здесь всего-то несколько десятков домов. Регулярно – раз в неделю — сюда прилетает вертолет, завозит местным жителям продукты, почту и другие необходимые вещи. И каждый раз его встречает сотрудник Таштагольского аэропорта, местный житель Валерий Кульбезеков. Говорит, что раньше в этих местах жило куда больше людей. Но постепенно многие уезжают в город. Но места эти все равно не пустуют. То и дело по реке сплавляются туристы – на плотах и лодках. И то, что их становится больше, – отрадный факт. Сам он тоже когда-то покинул родные места, но вернулся. Говорит, что его сюда тянет.
Оксана ПАНАРИНА.
Таштагольский район.
СПРАВКА
Шорский национальный парк является особо охраняемой природной территорией. Общая площадь составляет около 414 тысяч гектаров, из которых особо охраняемая зона занимает около 70 тысяч га, зона ограниченного хозяйственного использования – 56 тысяч га, зона хозяйственного назначения – около 157 тысяч га, зона рекреационного использования – 129 тысяч га, что составляет примерно 31,2 % от общей площади.
В зависимости от функциональной зоны существуют различные ограничения по ведению хозяйственной деятельности (рыбалка, сбор дикоросов и т.п.). В границах парка около 15 шорских поселков. Все они разбросаны по глухой тайге, добраться до некоторых можно только на лодке или на вертолете.