Своим чередом
Окончание отопительного сезона традиционно снижает интерес к углю. Всплеск до осени будет, понятно, в День шахтера. Тогда и чествовать людей дела будем, и праздновать открытия предприятий, приуроченные к главному для Кузбасса профессиональному празднику.
Но на этот раз все немного не так. Во-первых, отопительный сезон изрядно подзатянулся. Во-вторых, открытия у нас начались до Дня шахтера. В-третьих, последние кадровые изменения в области заставили вопросительно заговорить об отрасли.
Начнем с совсем хорошего. Потому что оно для всех. Раз отопление отключили, лето точно начнется. И календарное, и подготовительное. В смысле именно летом энергетики и коммунальщики готовятся к новой зиме. И раз уж батареи холодные, а из крана больше не идет горячая вода, значит, уже лето.
Другая новость просто хорошая, потому что она только для кемеровчан. Город после почти 20-летней паузы вновь стал полноценно угольным. В шахтерской столице теперь есть не только разрез, но и шахта. Скоро шахта «Бутовская», где начали промышленную добычу угля, встретит официальных гостей и начнет отсчет своей новой истории. К слову, интересно, с какого момента будут вести летоисчисление? С 1942 года, когда шахта «Бутовская» мощностью всего 175 тыс. т угля в год была запущена впервые. Или с начала 2000-х, когда ликвидированной шахтой заинтересовались инвесторы. Или все же с сегодняшнего дня. Во всех случаях будет правильно.
«Бутовская» такая старая-новая не первая. В феврале 2011 года в Беловском районе на месте шахты «Сигнал», закрытой после того, как в основной лаве в 1996 году произошел пожар, было запущено новое предприятие – разрез «Инской». Восстановление предприятия с приличными запасами угля было непростым. Чтобы добраться до пласта, надо было решить основную проблему – откачать воду из выработок. Делать такой проект пришлось впервые. На «Бутовской» тоже все было непросто. Горно-геологические условия на доступном участке (строго говоря, возрождение шахты случилось на участке, близком к разрабатывавшемуся в последние годы работы предприятию, еще в прошлом веке) таковы, что его освоение возможно только вертикальным способом. А это нестандартный случай, по крайней мере, для последних десятилетий угледобычи в регионе.
«Бутовская» не станет последней в списке заново рожденных. На очереди шахта «Карагайлинская» под Киселевском в комплексе с обогатительной фабрикой. В дальнейшем, возможно, шахта «Сибирская» на месте «Кузнецкой» недалеко от Полысаева. Вообще несколько лет назад называлось с десяток шахт, которые могут появиться на месте старых предприятий. Это не значит, что «нового» угля в Кузбассе нет. Вопрос в том, что в свое время далеко не все шахты закрывались по причине исчерпания запасов. И остатки угля на этих участках приличные. Оставлять их без внимания и дальше просто глупо. Нетронутые угольные запасы в регионе, как правило, требуют серьезных вложений в развитие объектов для вывоза и переработки угля, «обжития» новых мест. А оставленные когда-то хотя бы находятся близко к имеющейся инфраструктуре. И несмотря на то, что, как показывает первый опыт, обходится новое строительство на старом месте довольно дорого, оно стОит того, чтобы заваривать эту кашу. Все обычно определяет марка углей и расчетная себестоимость готовой продукции. Последнее сегодня вообще становится определяющим фактором.
На угольном рынке по-прежнему без особых перемен. Спрос невысокий, цены низкие. На европейские рынки, давно завоеванные россиянами, успешно поставляет уголь США. Нас соответственно подвинули. Причем заметно. Только за последний год поставки на электростанции выросли на 23%. А доля газовой генерации, наоборот, снижается. Альтернативная энергетика – ветровая и солнечная — постепенно тоже увеличивает свою долю в энергобалансе. В таких условиях открытие любого нового угольного предприятия в России рассматривается даже не через очки, а через лупу. Зачем открыли в такой ситуации? Куда пойдет уголь? Получится ли? В случае с «Бутовской» вроде все логично. Предприятие замкнет технологическую цепочку по снабжению кемеровского «Кокса» сырьем.
…Все идет своим чередом. Так говорят в таких случаях. Одни шахты строятся и запускаются, другие, наоборот, готовятся к закрытию. Уместно и то, и другое. Одновременно регион готовится к главному деловому событию года – открытию международной угольной выставки в Новокузнецке. Гостей и участников тут заявлено как обычно много. Как и прежде, угольщики здесь смогут посмотреть на технические новинки.
Но подпишут ли они с ходу контракты на поставку этого оборудования, большой вопрос. И не только чисто денежный. Сейчас всех интересуют техника и оборудование, выгодные не только своей суммой, но и схемой поставки. Все в этом смысле действительно идет своим чередом, по своей логике. Вкрапляются в общий тон лишь иногда «горошины». Такие как отставка профильного заместителя губернатора по угольной промышленности и энергетике (сказано было, что он перешел на другую работу). Это только кажется, что чиновники такого ранга в частной отрасли мало на что влияют. Есть масса моментов, в первую очередь, социального плана, когда от позиции представителей власти многое зависит.
И все же напоследок о хорошем. Еще ни разу за 20 лет проведения угольной выставки «Уголь России и Майнинг» форум не сорвался. В кризис тоже находились темы для обсуждения, деловых переговоров и даже закупок. Сегодня, как некоторые считают, ситуация на рынке еще хуже, чем в провальном 2009 году. Но в одном месте, в Новокузнецке, вновь соберутся люди, от чьих решений будет зависеть не только ближайшее будущее отрасли в целом, но и отдельных предприятий в частности.
Есть шанс здесь проявить себя всем, в том числе людям на новых постах. Задача, кстати, не очень сложная. Ведь стратегические цели и задачи кузбасской угольной отрасли остались прежними: растем в добыче, конкурируем на мировом уровне, минимизируем экологические последствия от угледобычи, платим достойную зарплату и обеспечиваем безопасность добычи.
Татьяна
ДУМЕНКО.