Мечты о большом городе
В городах сосредоточено 85,4% населения Кемеровской области. Причем что интересно? Среди горожан жителями «поселков городского типа» являются всего 8,3%. Остальные 91,7% живут натурально в городе.
Точнее, в городах: в Российской Федерации по проценту городских жителей Кузбасс занимает шестое место, а в Сибири вообще первое! Более того, наш, кузбасский горожанин – это, как правило, житель довольно крупного города: по числу городов с населением свыше 100 тысяч мы занимаем первое место в Сибири и третье – в России (впереди лишь Московская и Ростовская области). И если в целом по стране (по данным последней переписи населения) на один город в среднем приходится 44 138 жителей, то в Кузбассе – 54 858. И вообще у нас самая высокая в Сибири плотность населения: 28,9 человека на квадратный километр.
Больше всего у нас городов «среднего размерчика»: до 100 тысяч жителей (их – 15, то есть 75% от общего количества). Впрочем, на них приходится всего около трети жителей региона. А большая часть – свыше половины всех кузбасских горожан – сосредоточена в наших двух «столицах»: Кемерове и Новокузнецке.
В советские времена – старожилы помнят! – был даже такой «численный образ» наших столиц. Мол, в Новокузнецке – 600 тысяч жителей, в Кемерове – 500.
На самом деле цифры эти, понятно, и тогда плавали, но зато с помпой отмечалось явление на свет «юбилейных» младенцев. Не знаю уж, специально так посчитали или правда сошлось, что оба они родились мальчиками. В Новокузнецке 600-тысячным жителем был признан Игорь Соснин, сын подручного сталевара и лаборантки КМК, рожденный в июне 1986-го. А в Кемерове 500-тысячным жителем значится Андрей Соболев, который родился в 1978 году у работников ПО «Азот» Александра Васильевича и Евдокии Васильевны.
Оба младенца получили в свое время памятные медали в знак столь важных исторических вех. Но дальше события развивались отнюдь не так, как хотелось бы демографам. После рождения Игоря число новорожденных в Новокузнецке пошло на спад, уже через три года, в 1989-м, по данным переписи, в городе числилось только 599,6 тысячи жителей. А сейчас, по сведениям Кемеровостата, население Новокузнецка и вовсе составляет 547,9 тысячи.
В Кемерове, правда, по данным последней переписи, числится 533 тысячи жителей, но это лишь потому, что в состав областного центра в 2004 году включили пять поселков городского типа (Ягуновку, Боровой и пр.), ранее подчиненных его администрации.
Уже по этим цифрам видно: кузбассовцы предпочитают жить в городах. Желательно – крупных. И хотя согласно тем же административным переделам в 2003 году 15 поселков городского типа были преобразованы в сельские поселения, так что 50 тысяч горожан автоматически, не трогаясь с места, стали селянами, процесс «раскрестьянивания», переезда из деревни в город, в Кузбассе продолжается.
Данные Кемеровостата дают нам такую печальную статистику: в регионе неуклонно увеличивается число населенных пунктов, где вообще НЕТ жителей. По данным переписей населения, динамика такова: без численности населения в 1989 г. в Кузбассе было 13 населенных пунктов; в 2002-м таких уже 25; в 2010-м – 48…
Кстати, самым маленьким городом Кузбасса значится Салаир – там всего 8,3 тысячи жителей. А самый плотнозаселенный у нас отнюдь не Новокузнецк, как можно было бы предположить, а Юрга (1820 человек на квадратный километр).
Казалось бы, при таком засилье «всего городского» (образ жизни, заработки, доступность интернета и пр.) отток населения из Кузбасса должен быть минимальным. Однако это вовсе не так.
Численность населения Кемеровской области между двумя последними переписями уменьшилась на 136 тысяч человек. При этом естественная убыль (превышение смертности над рождаемостью) составила 123,2 тысячи, а миграционная – 12,8 тысячи. Это значит, что из Кузбасса за последние десять лет выехало людей на 12,8 тысячи больше, чем переехало к нам. И это, представьте, даже если учесть всех тех многочисленных переселенцев из Средней Азии и с Кавказа, которые наполнили в последние годы наши города и веси.
Да что говорить! Только в 2012 году за пределы Кемеровской области выбыли 26506 человек в возрасте 14 лет и старше.
Из них 4103 человека (15,5%) – в связи с учебой, 4521 человек (17,1%) – в связи с работой, 12094 человека (45,6%) – по причинам личного, семейного характера. А возрастные границы распределяются так: из числа выбывших более 36,3% – лица в возрасте 20-29 лет, 19,8% – 30-39 лет.
Казалось бы, естественно предположить, что уезжает в основном молодежь, уезжает, чтобы поступить в престижные столичные вузы… Ан нет! Доля выбывших в возрасте абитуриентов (14-19 лет) — всего 14,9%. При этом достаточно велика в числе уехавших из Кузбасса доля людей зрелого возраста (40-49 лет) — 10,3%.
И уезжают наши мигранты отнюдь не только в «столицы» или в «теплые края»! Больше всего уехавших — 18,5% — направились в Новосибирскую область, 15,9% – в Томскую область. В Краснодарский край, кстати, — всего 8,1% , по 4,6% — в Москву и Московскую область, 3,7% — в Санкт-Петербург. Последние цифры вполне сопоставимы с сопредельными нам регионами (7,8% уехали на Алтай, 5,5% – в Красноярский край).
О чем это говорит? О том, что не тепла и блеска столиц ищут кузбассовцы в первую очередь. Скорее – возможностей самореализации.
Жаль, что эти амбициозные, молодые, образованные или стремящиеся стать таковыми не находят себя здесь. Хотя наличие крупных городов предполагает наличие соответствующей инфраструктуры: комфортного жилья, обилия вузов, плотной социальной жизни, подразумевающей богатые возможности для самовыражения… Если все это в достатке – куда и зачем переезжать? Выходит – не в достатке…
К слову сказать, «юбилейные» кемеровчанин Андрей Соболев и новокузнечанин Игорь Соснин остались дома. Первый, уже женатый, растит дочь, работает инженером на опытном ремонтно-механическом заводе. Другой, тоже выпускник местного вуза, мастер спорта по пауэрлифтингу, пока только думает об устройстве личной жизни. Но трогаться из Кузбасса ни тот, ни другой не собираются.
Ольга ШТРАУС.