Соцсети:

Александр Реветнев: «Порядку на дорогах нужно обучать уже с пеленок»

13 марта 2013 | Дмитрий Толковцев

Ситуация на наших дорогах становится все сложней. Если в предыдущие годы наблюдалась тенденция к сокращению количества ДТП и тяжести их последствий, то в 2012 году их число снова возросло. С начала этого года на территории Кузбасса зарегистрировано уже 490 автоаварий, в результате которых погибли 49 человек, в том числе 3 ребенка, и 655 получили различные травмы (43 из них — дети).

В чем причины такого всплеска количества ДТП? И можно ли изменить ситуацию к лучшему? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, редакция пригласила на чашку чая начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области полковника полиции  Александра РЕВЕТНЕВА.

KUH_0654

 

— Александр Александрович, с чем связан рост числа ДТП и, как следствие, числа погибших и пострадавших?
— Прежде всего с увеличением количества автотранспорта на дорогах. Ежегодно транспортных средств в Кузбассе становится больше примерно на 10 тысяч, и сейчас их общее число составляет порядка 850 тысяч. Растет и количество молодых водителей: ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, сдают экзамены и получают водительские удостоверения около 60—70 человек.
Ситуация с транспортом особенно показательна в крупных городах. Многие люди возят в машине только себя: утром на работу, вечером с работы. Редко когда в автомобиле едут по два—три человека. Отсюда — бесконечные пробки в часы пик.
Но, пожалуй, основной фактор ДТП в городах — это сама дорожная инфаструктура: она изначально не была рассчитана на такое большое количество транспорта и, по большому счету, кардинально не меняется.
Основная причина ДТП в городской черте — это пересечение транспортных и пешеходных потоков. И нередко в таких ДТП виновны не только водители, но и пешеходы, которые переходят дорогу в неположенных местах.
Как снять эту проблему? Прежде всего, ограничить выход пешеходов на проезжую часть путем обустройства подземных или надземных пешеходных переходов, а в наиболее опасных местах — установить защитные ограждения. В некоторых местах для разгрузки потоков необходима оптимизация регулирования пешеходного и автомобильного движения. И, безусловно, одна из главных задач — постоянная профилактическая работа, обучение азам безопасного поведения на дорогах, как говорится, с пеленок.
— То есть достучаться до сознания каждого, даже самого юного участника дорожного движения?
— Да! Показать, что за любым – даже, казалось бы, самым незначительным – нарушением на дороге может стоять твоя собственная жизнь или жизнь другого человека. Как показывает практика, большинство нарушителей — те же водители, которые на дороге превышают скорость, или пешеходы, «срезающие» путь через поток идущего транспорта, называют одну и ту же причину своих нарушений: мол, сильно спешили, вот и пришлось ехать быстрее или перебегать дорогу буквально под колесами транспорта… Но при этом мало кто задумывается, что, если произойдет авария или человек — не дай бог — попадет под колеса, вся эта спешка уже будет никому не нужна. Да и выигрыш-то во времени составляет всего несколько десятков секунд, ну пусть даже несколько минут. Разве это стоит безопасности или даже жизни?!
А начинать учить безопасности на дорогах, как я уже говорил, надо еще с первых шагов ребенка — потом может быть поздно. Как показывает практика, в ситуациях, когда дети оказываются под колесами, нередко изначально виноваты родители, которые, допустим, не смогли им доходчиво объяснить, как и где надо правильно переходить дорогу. Такие же занятия нужны в детском саду. Предмет о безопасном поведении на дорогах нужно в обязательном порядке ввести в школьную программу. И это, на мой взгляд, должны быть постоянные занятия с учащимися – с первого по выпускной класс. А для более качественного усвоения теоретических знаний необходимы и практические занятия в условиях, приближенных к реальным – например, на тех же детских автогородках и автоплощадках, оборудованных знаками и дорожной разметкой.
Снизить детский дорожно-транспортный травматизм во многом позволят светоотражающие нашивки — так называемые фликеры, которые необходимо использовать активно и обеспечить ими всех детей от мала до велика.
Безусловно, многое зависит от работы дорожных и жилищно-коммунальных служб. На наших улицах и дорогах должна быть исключена сама возможность получения людьми травмы на проезжей части.
И, конечно, один из действенных путей — это ужесточение штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения. Как для водителей, так и для пешеходов. Опыт западных стран показывает, что страх серьезного денежного наказания — это один из самых действенных способов заставить человека соблюдать закон и не нарушать его. Если бы ввели более серьезные санкции, мы бы это только приветствовали.
— Александр Александрович, в крупных городах сейчас серьезные проблемы с парковкой машин. Наказывать водителей за то, что они ставят свои авто там, где это запрещено, можно сколько угодно, но этим проблему не решить. В последнее время при реконструкции во дворах и на дорогах стали делать карманы для транспорта, но этого явно не достаточно. Выходите ли вы с инициативами к властям крупных городов о расширении сети парковок?
— Действительно, к нам нередко поступают жалобы от граждан на то, что дворы или улицы забиты машинами и сложно проехать и пройти. Но по закону мы можем только рекомендовать создание парковок, остальное не в нашей компетенции. Хотя при приемке объекта мы оставили за собой эту функцию контроля. Но строители или подрядчики почему-то нередко оставляют решение этого вопроса на потом. А потом многим из них уже не до того, или деньги истрачены. Тем более что число парковочных мест нужно заложить с запасом, на перспективу. Так что не все так просто. Но мы все равно пытаемся обязывать собственников изначально строить парковки возле крупных торговых центров, спортивных комплексов и других масштабных сооружений.
В борьбе с неправильными парковками на дорогах очень хорошо зарекомендовал себя комплекс «Паркон», который фиксирует эти нарушения и позволяет накладывать на водителей штрафы.
Что касается парковок в дворовых территориях, то это прерогатива муниципалитетов — мы имеем право осуществлять контроль и наказывать нерадивых водителей только на дорогах общего пользования. За рубежом, и Москва тоже пошла по этому пути, во дворах между зелеными насаждениями делают парковочные места. Понятно, что «зеленая» территория двора становится немного меньше, но зато появляются цивилизованные огороженные места для машин.
— Можете дать рекомендации, как обезопасить себя от угонов?
— Большинство преступлений, связанных с хищением автотранспорта, совершается ночью в спальных районах городов: как правило, владельцы оставляют машины во дворах, чем и пользуются преступники. При этом далеко не всегда спасают даже самые сложные охранные системы, установленные на автомобилях: профессиональные автоворы уже давно научились их сканировать. А сигнализации, которые позволяют заводить автомобиль с кнопки, — это вообще просто подарок для жуликов: ключ зажигания им уже не нужен — открыл, сел и поехал.
Поэтому для защиты автомобиля лучше всего использовать комбинацию электронных противоугонных устройств с механическими — например, с блокиратором руля, капота, коробки передач. А если вы с рук купили автомобиль, оборудованный сигнализацией, постарайтесь как можно быстрее ее заменить другой.
Ну и, конечно, лучше оставлять свой автомобиль не на улице или во дворе, а на платной автостоянке и парковке, в охраняемых гаражных кооперативах.
— В последнее время все чаще появляются предложения обязать всех водителей установить видеорегистраторы. Насколько они вообще нужны и как часто помогают для решения спорных моментов, например, при общении с инспектором ГАИ?
— У нас по области порядка 80 процентов патрульных автомобилей оснащены видеорегистраторами, в перспективе будет еще больше. Окна приема документов на регистрацию автомобилей и на водительское удостоверение тоже оснащены видеорегистраторами. Это позволяет удерживать от неправомерных действий всех — и сотрудников, и посетителей. В перспективе планируем обеспечить сотрудников, которые работают с людьми, переносными портативными видеорегистраторами. Это поможет избежать многих недоразумений. Ведь как бывает: иногда граждане жалуются, что инспектор не представился, грубо себя вел, придирался — накажите его. Мы поднимаем запись — и все становится на свои места. Сразу видно, кто виноват и кто как себя вел. К слову, граждане нередко сами ведут себя вызывающе, провоцируют на взятки.
Кстати, в последнее время мы стали подавать в суды иски на граждан за клевету. И это правильно. Почему сотрудников полиции можно оскорблять? Мы же представители власти и закона, а и то, и другое нужно уважать. Естественно, что уважение на дорогах должно быть обоюдным.

Подготовил
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.
Фото Кирилла Кухмаря.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс