Актуальное

Берёзовый тупик?

11 февраля 2013 | Газета «Кузбасс»

В январе рентабельность Сусловского леспромхоза, что в Мариинском районе, поднялась на 25%! Причина — ввод в строй сушильного комплекса, первого на севере Кузбасса. Благодаря ему предприятие планирует ежемесячно отправлять на экспорт более 700 кубометров сухой древесины. В том числе и закупленной у местных лесопроизводителей.

Сухой-пиломиатериал-готовит
Сушильный-комплекс

Сушильный комплекс появился здесь в результате инвестиций головного партнёра – ООО «Хенда-Сибирь», реализующего в Томской области правительственную программу по восстановлению Асинского лесокомбината. В собственности компании – производственная площадка в с. Суслово, земля, сооружения и оборудование, которые вместе с рабочей силой арендует у неё леспромхоз. Недостатка в кадрах здесь нет. По словам руководства предприятия, это объясняется стабильностью заработной платы, внедрением новых технологий и ростом производственных мощностей. С пуском сушильного комплекса появилась надобность в открытии еще 11 рабочих мест и обучении людей новым профессиям. В пяти камерах одновременно сушится до 1250 кубометров сырого пиловочника. Высушенным он отправляется к потребителю уже не в вагонах, как раньше, а в железнодорожных контейнерах, которые легко снимаются с платформы и без перегрузки, без лишних затрат, переставляются на любой вид транспорта. К тому же в контейнер сухого пиломатериала входит почти на десять кубометров больше, чем сырого, и древесина, затаренная в Суслове, теперь идет прямо до ворот завода-получателя.
Лесозаготовками Сусловский леспромхоз не занимается. Его профиль — оказание услуг «Хенде-Сибири» по распиловке круглого леса, сушке и отгрузке пиломатериала. Лес поступает сюда не только из Томской области. ЛПХ — единственное во всей округе предприятие, скупающее у местных лесозаготовителей древесину лиственной породы. Основное сырье – береза, долгое время считавшаяся некондиционным материалом. А сейчас в магазинах крупных городов можно увидеть мебель, изготовленную из березы, когда-то срубленной в России и отправленной на производство в другие страны. Например, в Китай
Российские мебельщики ни разу не обращались в Суслово с просьбой о поставках такого пиломатериала. Да и на сайте Лесного форума из 70 предложений по купле-продаже пиломатериала сегодня только один раз можно встретить упоминание о березе, в остальных сообщениях фигурируют сосна, пихта, ель, лиственница и даже кедр. Правда, иногда на заказ леспромхоз делает поддоны, «но это – мизер!» Местные производители, если и спрашивают, то не более 100 кубов в месяц. В то время как возможности ЛПХ – перерабатывать за месяц около полутора тысяч кубометров круглого леса, обращая его в более чем 900 кубов пиломатериала. «Думаю, рано или поздно массовое производство мебели из березы придет и в Россию», — оптимистичен Валерий Болохонов, менеджер Сусловского ЛПХ. А пока ООО «Хенда-Сибирь» и Сусловский ЛПХ вынашивают планы по строительству фибролитового завода (фибролит – смесь древесной шерсти, получаемой из осины и цемента, из него можно делать панели для малоэтажного строительства). Арендуемая леспромхозом производственная площадка имеет для этого полную инфраструктуру и арендованный неподалеку участок леса с низкосортной осиной.
Тем временем местным лесозаготовителям катастрофически не хватает стабильного сбыта продукции. Из-за небольших масштабов лесозаготовок мелкие предприятия вынуждены довольствоваться местными рынками строительных материалов. А те подвержены сезонным колебаниям.
— Нам легче, — говорит Валерий Викторович, – поэтому пытаемся объединить округу, став для мелких предприятий стабильным заказчиком леса. С кем-то мы уже заключили договоры на поставку леспромхозу березы, но ставим обязательное условие: иметь легитимную основу – аренду лесных участков.
Однако многие местные лесопроизводители от такого предложения радости не испытывают. Предприниматель Валерий Иволин, заготавливающий лес больше хвойной, чем лиственной, породы, считает, что ту же берёзу можно поставлять в значительно больших количествах, если бы не сдерживающие факторы. Во-первых, Сусловский ЛПХ работает с Китаем, но тот предпочитает берёзу только с белым ядром высшего и первого сортов, а древесину с красной сердцевиной называет бракованной. Во-вторых, леспромхоз предлагает низкие закупочные цены. В-третьих, рассчитывается нестабильно. И, в-четвёртых, леспромхозу своё бы переработать! «А вы представляете, во что нам обходится берёза? Цены на дизтопливо за последние полгода поднялись сразу на 6 рублей! Везти сегодня машину древесины, себестоимость которой около 800 рублей за 1 куб, чтобы выручить по тысяче рублей за кубометр, а потом ждать ещё, когда отдадут деньги? Нет, такая перспектива не устраивает!
На низкие цены ссылаются и другие мариинские лесозаготовители, говоря о том, что на заготовке берёзы можно лишь технику разбить, но ничего не заработать. «Когда ты выписал для поставок большой объём берёзы, а её начинают браковать и принимать по низким ценам, то деваться уже некуда». И уверены, что исходить надо из местных ресурсов: «Да нет в тайге такого количества и такого качества березы, какое нужно китайцам! Из-за болотистой местности в лесах мало деловой древесины, зато много гнили – местами доходит до 40%».
Николай Порошин, собственник ООО «Кедр», уже два года сотрудничает с Сусловским ЛПХ, поставляя ему берёзу (круглый лес). «Чтобы заработала идея стабильного заказчика, — говорит он, — должна быть цена соответствующая, а нам низкую предлагают, зная, что в убыток работаем». Тем не менее быть партнёром ЛПХ Николай Сергеевич собирается и дальше – «от безвыходности», хотя ищет дополнительный рынок сбыта (береза и осина идут в основном на дрова населению). Большую долю в объеме его лесозаготовок занимает именно лиственная порода: «Хвойных лесов у нас мало осталось». Поэтому и завод фибролита, уверен, в Суслове вряд ли запустится: «Не осилят». А мы ещё говорим о мебельном производстве…
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
Фото автора.

Комментарий
Евгений Синченко, первый заместитель главы Мариинского муниципального района:
— Сусловский леспромхоз рубит сук, на котором сидит. Потому что вынуждает лесозаготовителей работать если не в убыток себе, то с нулевым результатом. Зато у ЛПХ, если просчитать экономику, с учетом низкой закупочной цены, просушки и отправки пиломатериала, рентабельность производства составит все 100-150%. Считаю, леспромхозу надо либо повышать цену на нужную ему продукцию, и тогда все начнут везти ему берёзу, либо создавать собственные бригады, брать в аренду лес и самому заниматься наиболее сложным и трудоёмким процессом — лесозаготовкой. Другого выхода нет, иначе можно зайти в тупик. И будущий лесокомбинат, который, надеемся, будет сдан в эксплуатацию в нашем районе, у ЛПХ тоже должен вызывать опасение. Потому что и он будет работать на лиственной древесине. Чтобы обеспечить себя сырьём, комбинат может взять в аренду необходимое количество лесозаготовительных участков. И перетянет на себя часть поставщиков лиственной древесины. Если он предложит максимально высокую цену, то конкурировать с ним будет трудно. Поэтому леспромхозу уже сегодня надо менять экономическую тактику.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс