Мои любимые злодеи
В среду в Музыкальном театре Кузбасса состоится бенефис заслуженного артиста России Валерия Титенко. Публика увидит его в спектакле «Любовь всегда права, или Бомарше и К».
— Валерий Федорович, почему для бенефиса вы выбрали именно этот спектакль?
— Роль у меня там хорошая. Я люблю роли, где можно что-то поковырять в себе, нутро подтянуть…
— Позвольте, но ваш Бежарс – отъявленный негодяй! И вообще, сколько помню ваши последние работы, вы все больше играете каких-то злодеев…
— Надо мной даже коллеги уже посмеиваются: был комиком – стал мерзавцем. Но ведь мерзавец мерзавцу рознь. Всегда интересно, как великий наш Александр Константинович Бобров говорил, «найти в нем что-то доброе».
-У вас какие-то свои приемы для этого есть?
— Нет. Просто надо идти от жизни: делать все так же, как в ней, только чуть-чуть – с плюсом. Хотя вы правы: иногда от одноплановости этих опереточных злодеев устаешь.
![]() |
|
Фото из архива Музыкального театра Кузбасса. |
Но что касается Бежарса, то тут портрет интересный: он умен, очень заточен на власть (готов поступиться для достижения ее вершин всем, даже самым дорогим). Однако не понимает главного: при таком «шахматном» расчете жизнь обязательно тебя обманет. Ее непредсказуемость нельзя не учитывать…
Кстати, самого Валерия Титенко жизнь «обламывала» не один раз. Достаточно сказать, что в ГИТИС он поступал… шесть раз. Впервые – сразу после школы. И в конце концов все же добился своего: после окончания самого престижного театрального вуза страны стал первоклассным острохарактерным актером.
Между прочим, страсть к искусству ему привил старший брат Владимир: все время затаскивал его в какие-то студии, в самодеятельность…
— А голос?
— Я ж из Николаева, хохол! У хохлов у всех голос есть, как у итальянцев.
К слову сказать, Владимир Титенко тоже немало лет пел в нашем музыкальном театре, было время, когда одновременно с ним тут работал и Валерий.
— Вас не сравнивали? Соперничества между братьями не было?
— Никогда! И потом, у нас амплуа разные: он – простак, я – комик. Владимир всегда относился ко мне по-братски, но так, знаете, с подначкой. Посмеяться мог. Помню, когда я первый раз в ГИТИС провалился, приехал домой расстроенный, говорю в сердцах: «В культпросветучилище пойду!» А брат (он к этому времени уже школу-студию при Киевском театре окончил) меланхолично так замечает: «Та тебя и туда не примут!»
Между прочим, «злодеи» Валерия Титенко и впрямь все разные. Помню, каким по-настоящему, не по-опереточному страшным получился у него интриган — первый министр в спектакле «Дон Сезар де Базан». А про оперетту «Мистер Икс» мне помнится такой случай: спутник, пришедший со мной на спектакль, сказал про Титенко в роли злодея-князя: «Все пи…расы, один Титенко – мужик! Зря «принцесса цирка» его не выбрала».
Он и впрямь умеет проявлять свою мужскую суть как-то очень жестко, выразительно, смело.
— Валерий Федорович, а вы не боитесь, что ваши персонажи сами начнут на ваш характер влиять? Стать злодеем в жизни не опасаетесь?
— Да поздно уже…
В апреле нынешнего года исполнилось 40 лет его службы в театре. И хотя за это время Валерий Титенко так и не успел сыграть свою давнюю мечту – Дон Кихота, он вспоминает другие свои работы с искренней теплотой. Трагического Квазимодо в спектакле «Король уродов», обаятельного Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке», мелочного Присыпкина в «Клопе»…
Наверное, драматизм актерской жизни заключается еще и в том, что лучшие спектакли уходят из биографии вместе с изменениями репертуара, и не всегда зрительская память хранит именно то, что дорого самому артисту. И наоборот.
На гримировочном столике у Титенко стоит самодельный кубок с гравировкой: «За лучшую роль в спектакле «Цыган-премьер». Он смеется: «Это курьезная история была!». В том спектакле играл весь цвет тогдашней труппы: Бобров, Фролова, Титенко-старший… А у Валерия Федоровича была там крошечная ролишка без слов – Кайтан-Шайтан-Эстрагон 14-й. Но, видимо, так усердствовал молодой актер, так старательно выделывал многочисленные трюки, что публика помирала со смеху, глядя только на него. После очередного спектакля группа восторженных зрителей и преподнесла ему этот «приз».
— А Александр Константинович Бобров тогда отозвал меня после спектакля в сторонку и сказал: «Ты запомни: спектакль – дело общее, есть главные персонажи, есть – второстепенные. Тянуть все время одеяло на себя – нехорошо…».
Титенко запомнил этот урок на всю жизнь. Впрочем, впоследствии, когда театр учредил премию имени Боброва, сам народный артист России, уже будучи 80-летним «аксакалом», вручил эту премию именно Валерию Титенко.
Сейчас семейные традиции Титенко продолжает дочь Валерия Федоровича – Олеся Титенко. Она – солистка столичного театра, поет на сцене детского музыкального театра имени Наталии Сац. Отец удивляется:
— Кто бы мог подумать? В детстве мы с женой были уверены, что ей медведь на ухо наступил, да не на одно – на оба. А сейчас спрашиваю у приятеля (он тоже в том театре служит): ну как? «Валера, — говорит, — все – отлично. Будет из девочки толк».
Разговаривая со мной, Титенко то и дело посматривает на часы: «На работу боюсь опоздать».
— На какую, Валерий Федорович?
— Я же водитель! Как Олеся учиться пошла, сразу на вторую службу устроился, шофером. У меня знаете как смешно в военном билете записано? Специальность: «артист, шофер». Так и работаю уже много лет.
— Нет, правда?
— Серьезно говорю. Иногда курьезы случаются. Приехал как-то по адресу (мебель тогда развозил), хозяйка открывает дверь – и глаза на лоб: «А вы разве уже не поете в оперетте?». Пою, говорю, приходите завтра на спектакль.
Недавно в офисе у нас смешная история была. Дама одна с менеджером разговаривает, а я чай пью, жду начальницу, чтобы отвезти. Та извертелась вся. Наконец осмелилась: «Знаете, — говорит, — вы так на одного артиста похожи…». Ага, говорю, из оперетты который? Ну, приходите тогда ко мне на бенефис.
— А вот меня всегда интриговало: зачем раз в пять лет артисты бенефисы устраивают?
— Я себе это за правило положил еще лет 15 назад. Чтобы не ленился итоги подводить, честно мог сам посмотреть, что успел за пятилетку. Пока мне перед публикой не стыдно.
Ольга ШТРАУС.
НА СНИМКЕ: Валерий Титенко в роли Бежарса.