Актуальное

Клуб высочайших достижений

27 февраля 2012 | Газета «Кузбасс»


На днях исполнилось 75 лет Кемеровскому аэроклубу. В его истории много славных страниц.

21 февраля 1937 года, в год первых мировых рекордов по дальним перелётам лётчиков Громова, Чкалова, Гризодубовой и Расковой, по решению 3-й городской конференции ВЛКСМ в Кемерове был открыт городской аэроклуб. Он стал седьмым и последним по счёту в Кузбассе среди учебных авиационных организаций ОСОАВИАХИМа. Образование аэроклуба в будущей столице угольного региона было продиктовано велением времени. И уже скоро Кемеровский аэроклуб стал главным кузбасским центром по подготовке авиационных кадров.

Руководство аэроклубом возложили на известного лётчика Степана Чеханова, которому помогали в обучении курсантов опытнейшие инструкторы Николай
Пашкульский, Виктор Минин, Дмитрий Белоусов из Тайгинского аэроклуба, Леонид Кузьмин, Клавдия Рачилина, лётчики-инструкторы Алексей Дергач и Георгий Новиков из Анжерского и Прокопьевского аэроклубов. Их плодотворная работа уже в самом скором времени дала ощутимые результаты: количество обучаемых курсантов из года в год вырастало в разы. Сюда поступали молодые люди из самых разных населённых пунктов. Так, например, дочь шахтера Полина Чугунова приехала из рабочего поселка, находящегося в двухстах километрах от Кемерова.

Уже в 1938 году наш аэроклуб стал передовым в области (в то время Новосибирской) по подготовке пилотов. Спустя два года при подведении итогов соревнования к 1 Мая первое место и переходящее Красное знамя Новосибирского областного совета ОСОАВИАХИМа и обкома ВЛКСМ снова были присуждены Кемеровскому аэроклубу. В тревожные предвоенные годы количество самолетов в нашей авиационной организации выросло более чем в пять раз, и Кемеровский аэроклуб стал базовым по региону в обучении кадров летного состава, готовя авиаспециалистов как по государственному плану, так и в добровольном порядке. Также осуществлялась переподготовка пилотов запаса.

С началом войны Кемеровский аэроклуб расформировали, вместо него приказом Государственного комитета обороны была создана 30-я военная авиашкола. Она дала фронту два выпуска лётчиков, а через год из ее учебно-лётного состава были образованы две эскадрильи, которые вылетели прямо к месту боевых действий.

Воспитанники Кемеровского аэроклуба умело и храбро воевали в разных авиационных соединениях. Особо отличились Африкант Ерофеевский, Василий Лыков, Александр Сарыгин, Пётр Седельников, Иван Фатеев, Степан Брюханов. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза, причем последний – посмертно (он геройски погиб, когда до Победы оставалось всего шесть дней). Наравне с мужчинами отважно сражались и их сокурсницы: Валентина Кравченко, прошедшая боевой путь от Сталинграда до Берлина в бомбардировочном женском полку (представлена к званию Героя СССР, стала Героем России), Мария Толибова, летавшая командиром-штурманом авиазвена, и многие другие воспитанницы Кемеровской авиационной организации. Кстати, достойный пример своим бывшим курсантам показал их наставник Алексей Дергач, тоже удостоенный звания Героя.

В послевоенное время славы лётчиков-фронтовиков оказались достойны их преемники – новые воспитанники Кемеровского аэроклуба. Высочайший профессионализм в лётной работе продемонстрировали Иван Давыдов (при испытании самолётов ОКБ Антонова он установил около тридцати мировых рекордов на самолёте АН-22 «Антей»), Владимир Мартыненко (именно он являлся командиром экипажа самолёта-лаборатории ТУ-16, участвовавшего в испытании первой водородной бомбы в воздушном пространстве). Неудивительно, что оба этих кемеровчанина стали Героями Советского Союза.

С возвышенными мечтами о покорении неба, о воздушных подвигах во благо Родины более полувека тому назад пришли поступать в Кемеровский аэроклуб двое юношей – Владимир Севанькаев и Владимир Мартемьянов. Выучившись, первый, словно приняв эстафету от старшего одноклубника-фронтовика, Героя Советского Союза Александра Сарыгина, тоже стал лётчиком-испытателем ОКБ Туполева и удостоился звания Героя России за испытание сверхзвуковых самолётов ТУ-154 и ТУ-155. А другой Владимир – Мартемьянов — стал первым в истории авиации абсолютным чемпионом мира по высшему пилотажу.

После 20-летней деятельности с момента окончания войны, подготовив для военной и гражданской авиации сотни лётчиков и авиаспециалистов, Кемеровский аэроклуб, как и другие, в результате постановления правительства страны перешёл от ДОСААФ в ведение Министерства обороны и стал именоваться учебным авиационным центром, получив статус номерной воинской части. К тому времени в СССР началось серийное производство вертолётов, для новой техники в большом количестве требовались лётные кадры. Стали создавать учебные центры на базе существующих в стране аэроклубов, одним из которых стал и наш кемеровский…

Кстати, первым начальником союзного Центра переучивания лётного состава на вертолёты был наш земляк — уроженец Мариинска, воспитанник Тайгинского аэроклуба, прославленный лётчик Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени и трёх орденов Красной Звезды (позже ставший и Героем России) полковник Фёдор Прокопенко. С появлением Ми-1 именно он стал первым вертолётчиком страны и воспитал славную когорту пилотов винтокрылой машины, при этом лично налетал на вертолётах больше десяти тысяч часов, освоил более 50 типов летательных аппаратов и стал одним из создателей фронтовой вертолётной авиации.

…Так, с нововведения в середине шестидесятых годов у Кемеровского аэроклуба, получившего другое название и назначение, началась иная деятельность – военно-образовательная. И уже в эту воинскую авиационную часть (а она была секретная) шло поступление призывной молодёжи по набору через военкоматы, и те, кто был зачислен в учебный центр, принимали присягу – становились курсантами. Командно-инструкторский состав в наш УАЦ был подобран из опытнейших лётчиков: в Кемерове служили и учили молодежь Виктор Родионов, Георгий Мащенко, Анатолий Некрасов, Николай Хорольский, Михаил Аксёнов, Станислав Сущевич (заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории по самолётному спорту), Александр Панов, Анатолий Зырянов, Николай Смоляков и другие, среди которых многие были фронтовиками.

Преобразованный Кемеровский УАЦ с парком авиационной техники нового вида обладал огромной притягательной силой для кузбасской молодёжи. Первыми курсантами УАЦ стали дети послевоенного времени: Игорь Кокоулин (впоследствии командовал авиаполком, дослужился до генерала), Виктор Сафронов, Юрий Мосалов, Анатолий Конюхов, Александр Трондин (все они стали командирами эскадрилий). Выпускники последующего времени — семидесятых и восьмидесятых годов – были им под стать. К примеру, Владимир Безгодов служил командиром отряда вертолётов МИ-6 ВВС СССР, Владимир Васильев стал кавалером ордена Красной Звезды. В 1977 году за качественную подготовку авиационных кадров Кемеровский УАЦ завоевал первое место на всесоюзных соревнованиях и получил диплом за подписью председателя ЦК ДОСААФ трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.

За два десятилетия деятельности учебного центра было подготовлено свыше двух тысяч лётчиков для вертолётной авиации. Часть из них (Владимир Винников, Алексей Гугнелёв, Александр Ильюшев и другие) прошли войну в Афганистане и были награждены боевыми орденами, причем десять выпускников посмертно. Навечно вписаны в славную историю Кемеровского учебного авиационного центра имена Виктора Александрова, Александра Антипова, Валерия Додолина, Петра Коношенко, Павла Крохи, Владимира Курмака, Евгения Полетаева, Валерия Романцова, Олега Шишкина, Александра Яковлева… Эти герои афганской войны и другие, кто остался в живых, были первоклассными лётчиками, потому что воспитали их опытнейшие наставники, настоящие мастера своего дела: Павел Косогов, Валентин Мосин, Геннадий Шабалин, Василий Попцев, Виталий Сорокин, Николай Кныжов, Владимир Безгодов, Виктор Ковалёв и другие командиры, инструкторы Кемеровского УАЦ.

Осуществлялась у нас и подготовка спортсменов-парашютистов. Эту работу проводило парашютное звено, возглавляемое опытными инструкторами Александром Черемичкиным, Валерием Сусловым, Виктором Путилиным, Юрием Аксёновым, Сергеем Балалаевым. Ими воспитано много талантливых спортсменов, среди которых такие известные, как Андрей Барабаш (мастер спорта международного класса), Александр Капралов, Николай Изосимов, Александр Гонин, Константин Устюжанин, Александр Кичигин, Александр Гатальский (мастера спорта СССР) и многие другие – призёры международных, союзных и российских чемпионатов. Говоря о спортивных достижениях, нельзя не упомянуть и о том, что вслед за Мартемьяновым абсолютной чемпионкой мира в командном зачёте и чемпионкой СССР по высшему пилотажу стала и воспитанница кемеровского УАЦ Светлана Кабацкая.

С развалом Советского Союза повсеместно по стране прекратилась деятельность учебных авиацентров, в том числе и Кемеровского. Но славную историю и благородное дело продолжил его воспитанник Андрей Барабаш – организатор Кузбасского парашютного центра им. В.И. Суслова. Многолетняя плодотворная деятельность КПЦ не так давно была высоко оценена: решением Центрального Совета ДОСААФ России наш парашютный центр был переименован (им. В.Д. Мартемьянова) и получил статус титульного по Сибирскому федеральному округу. Благодаря заботе Андрея Алексеевича не забыты и герои Кемеровского аэроклуба: на Танае, где расположен спортивный городок центра с аэродромом, создана Аллея Славы и воздвигнут памятник лётчикам Сибири.

 


Справка

Более пяти тысяч подготовленных лётчиков, две тысячи авиаспециалистов и более двадцати тысяч парашютистов; восемь Героев Советского Союза и два Героя России, прославленные пилоты Великой Отечественной, лётчики-испытатели реактивной авиатехники и ядерного оружия, пилоты ВВС, Военно-Морского Флота, авиации погранвойск и гражданского флота, чемпионы мира и Европы по высшему пилотажу и парашютному спорту. Таков «послужной список» Кемеровского аэроклуба, вписавшего яркие страницы в историю отечественной авиации, 100-летие которой будет отмечаться в августе нынешнего года.

Сергей ДУБРОВИН

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег Миноров
7 лет назад

Маленькая ошибка. «ЗаинтерЕсует».

Олег Миноров
7 лет назад

Может кого-то заинтерисует, где находится лётная книжка
В.Д. Мартемьянова.
http://ru-avia.livejournal.com/111830.html#cutid1

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс