Сны Нужного
Двадцать лет назад в Красноярске состоялся международный турнир по хоккею с мячом на призы Совета Министров РСФСР (до этого «малый чемпионат мира» проводился на призы газеты «Советская Россия», после этого — на призы правительства РФ). Но тот февральский турнир 1992 года вошел в историю тем, что в нем приняли участие сразу две «наши» команды – собственно сборная России (РСФСР) и сборная СНГ. А кузбасским болельщикам те игры в Красноярске памятны, прежде всего, тем, что за россиян выступал единственный представитель «Кузбасса» — вратарь Владислав Нужный. Сегодня он живет в Калининграде, хоккеем с мячом не занимается, однако с корреспондентом кузбасской «Спортивной арены» согласился поговорить с удовольствием.
— Не ожидал, что меня в сборную вызовут, — вспоминает Владислав Валерьевич, — мне это было очень приятно и почетно. Тогда почти вся основа сборной была «енисейская». Да еще из шведского «Сириуса» приехали красноярцы Сергей Ломанов-старший и Виталий Ануфриенко. Вроде, дошли мы до финала. Но в решающем матче уступили шведам 3:7 (они, кстати, в полуфинале обыграли СНГ – 3:2). И вот, несмотря на тот проигрыш, в сборной я закрепился и до 1996 был первым номером.
— А в «Кузбассе» как оказались?
— До 1987 года я играл в свердловском «СКА», так как проходил там службу в армии. А после демобилизации мне позвонил тренер Анатолий Измаденов и пригласил на просмотр в Кемерово. Так я и стал кузбассовцем на пять лет.
— У вас чувствовалась аура хоккея. В день матча завод «Азот» будто специально выпускал газ в атмосферу, и город обволакивал туман с характерным запахом. Соперник от такого буквально начинал плакать, а для нас это был чудесный аромат. Фактически — наш помощник, наряду с болельщиками.
— Каким был «Кузбасс» в конце восьмидесятых?
— Средняя команда. Стабильно седьмое-девятое места в таблице. Но тогда уровень хоккея в чемпионате был повыше. Те, кому было за тридцать, считались ветеранами. А сейчас некоторые мои партнеры по сборной 1996-97 годов до сих пор в строю. Из игроков тогдашнего «Кузбасса» отмечу центрального полузащитника Сергея Лихачева. Но игру и настрой определял наш тренер, Анатолий Петрович Измаденов. Культурный и образованный человек. Со всеми был предельно корректен, хотя мог быть и жестче в общении и на тренировках. Настоящий интеллигент, аккуратист во всех отношениях, начиная с быта и заканчивая работой.
— А самый ваш памятный матч за «Кузбасс»?
— Иногда вспоминаю матч с алма-атинским «Динамо» в 1988 году. Команда у них была зверская – половина игроков входили в сборную. А мы взяли да и обыграли их на «Химике» — 5:4! Может, они просто недооценили нас? Потому что «Кузбасс» тогда, бывало, мог «пролететь» и с разницей в восемь мячей. Хотя мог и дать бой кому-нибудь из лидеров.
Но больше всего мне запомнился финал турнира на призы правительства РФ в Архангельске. Это был 1996 год, и играли мы со шведами. К середине первого тайма вели 4:0, и тут в нашу сторону в районе центрального круга назначают штрафной. И шведский полузащитник Питер Санделл с 45 метров точно попадает в «девятку» моих ворот. После того мы «поплыли» и уступили — 4:5…
— Сильно переживали?
— Не то слово – никак не мог успокоиться. А потом узнал, что этот Питер в каждом матче такие плюхи клал. Он, оказывается, особым способом наматывал резину на клюшку, и мяч летел по совершенно невероятной траектории. Отразить такой удар было почти невозможно.
— В каком году вы закончили играть?
— В 1998-м. Я на тот момент выступал за новосибирский «Сибсельмаш», но уже два года жил в Калининграде. В один прекрасный момент встал вопрос о смене места жительства: захотелось мне чистой экологии. Вот и уехал в Калининград. Здесь настоящий рай. Море, заграница – все в двух шагах. Но было сложно: после хоккея оказался никому не нужен. Сказалось и то, что у меня не было нормальной рабочей профессии. Тем не менее, устроился на таможню, затем был администратором футбольного клуба «Балтика». Сейчас, правда, без работы, но есть идеи, связанные со спортом.
— О чем-то жалеете?
— В 1996 году Костя Залетаев приглашал меня в шведский «Каликс». Все жизнь могла пойти по-другому, но я взял да и отказался. Наверное, зря, так бы с хоккеем хорошо расстался. Ведь я и сегодня сны про молодость вижу. Как на сборы сумку собираю, на самолете куда-то лечу, где-то тренируюсь, коньки натачиваю, на матчи выхожу… Может, я еще так и не сказал своего последнего вратарского слова? Но просыпаюсь и понимаю, что иногда в жизни все происходит не так, как мы этого хотим.
Беседовал Сергей СПИЦЫН.
Фото Леонида Куржукова.
Мой тезка или что то недоговаривает, или память ему изменяет, или косяк журналиста. Нужный не закончил играть в 1998 г. Он еще играл в сезоне 2000/2001 за читинский Забайкалец. И именно он стоял в воротах в Кемерово в матче Кузбасса и Забайкальца, в котором Кузбасс разгромил читинцев 10:0.