Дорога к удовольствию
Настоящий сюрприз, такой, чтобы тот, кому он предназначался, действительно удивился, тщательно готовится. А чтобы «целевая аудитория» еще и получила удовольствие от того, что ей преподнесут, готовить сюрприз нужно долго. И здесь не имеет значения, празднуем ли мы день рождения ребенка или хотим порадовать целый город. Впрочем, во втором случае все намного серьезней возможными последствиями. Особенно, если сюрприз готовится на «базе», которая считается городским достоянием. Как в случае с Сосновым бором в Кемерове. Здесь с согласия местных властей и к удовольствию горожан может быть построен объект-сюрприз – пассажирская канатная дорога.
Каждый, кто хоть раз гулял по кемеровской набережной на левом берегу Томи, наверняка задавался вопросом, что это за железная опора напротив городского сада (та самая, к которой недавно была прицеплена надувная скульптура космонавта). Старожилы знают, что когда-то эта опора и недостроенное здание неподалеку (такое же есть и на правом берегу в Сосновом бору) были начальными объектами канатной дороги. Лет 30 назад история этой идеи закончилась. Говорят, последним, кто отвечал за строительство, был кемеровский «Азот». Потом объекты, стоявшие без дела, перешли в собственность города. Много лет кемеровские власти никаких действий с этой недвижимостью не предпринимали. Ни разрушали, ни достраивали. И вот за несколько дней до наступления 2012 года комитет по управлению муниципальным имуществом города на торгах продал эти объекты незавершенного строительства с земельными участками под ними (всего 26 соток на обоих берегах Томи). Купила их известная кемеровская фирма ООО «Кузбасс Капитал Инвест». Для победителя торгов недвижимость – дело профильное. Компания управляет коммерческими объектами в 35 городах и районах области. А еще она строит различную коммерческую недвижимость. Вот и на базе купленных опор и недостроенных зданий «Кузбасс Капитал Инвест» намерен реанимировать давний кемеровский проект – построить пассажирскую канатную дорогу.
Известно о таком сюрпризе, идея которого, как говорят, принадлежит собственникам компании, властям стало с полгода назад. И сами торги, в принципе, можно считать подготовкой к этому сюрпризу. К слову, представление проекта уже прошло на градостроительном совете и на коллегии городской администрации. О реакции властей, архитекторов и специалистов в градостроительстве чуть ниже, а для начала о самом объекте.
Сохранившиеся опора на левом берегу и недостроенные здания – это и есть обозначение места для строительства канатной дороги через Томь. Ее предполагаемая длина 1,3 километра, максимальная высота опор (их может быть пять) – около 50 метров. По канатам планируется пустить четыре восьмиместных кабины (по две в каждом направлении). С одного берега на другой пассажиры смогут перебраться менее чем за 5 минут (см. эскиз на фото). О дороге это почти все (параметры оборудования приводить, думаю, еще не время). А вот вокруг той станции, что предполагается построить на правом берегу в Сосновом бору, по идее инициаторов проекта, могут быть размещены обзорная площадка, кафе, зона семейного отдыха, прокат спортивного инвентаря, беседки, скамейки и пр… Проехался человек, желательно с семьей, с берега на берег и остался там время провести: на город посмотреть, поесть-попить, при желании спортом заняться. Дорогу планируют с круглогодичным режимом работы по выходным и праздникам.
Вот этот относительно скромный проект, а он даже по необходимым инвестициям скромный (нужно всего в пределах 200 млн. рублей), уже сегодня вызвал разноречивые мнения. С одной стороны, будущему сюрпризу можно только порадоваться. В городе, если уж разобраться, давно не появлялось масштабных объектов просто для удовольствия. Дороги, город-спутник, спортивный и торговый комплексы – это да. Все для пользы, все для блага и даже здоровья. А вот с рекреацией, не с культурой в виде театров и музеев, а с местами для отдыха, прогулок с семьей, в кузбасской столице все как бы застыло на Красной Горке, улице Весенней и Притомской набережной. Собственно, этим и руководствовались авторы «канатно-дорожной» идеи. Хотят они создать в городе новую точку притяжения людей. Даже уникальную точку в своем роде. В России сегодня только две действующие пассажирские дороги – в Оренбурге и в Междуреченске. Третья строится в Нижнем Новгороде. Повод же для нашей радости хотя бы в том, что не на деньги горожан все это построить предлагается. К тому же, судя по срокам окупаемости проекта (15 лет), с нас втридорога за проезд драть не собираются.
Но это только с одной стороны. По данным «Кузбасса», в городе уже раздаются голоса против проекта, которой сегодня даже не на официальной бумаге, а только в эскизах. Главный аргумент: Сосновый бор – «легкие» города. Картины рисуются простые. Придут люди с «топорами», разрушат уникальную систему — чем дышать будем? Аргументы, к слову, не только на уровне экологических эмоций. Приводятся ссылки на документы. Сосновый бор относится к категории городских лесов с защитной функцией, использование которых строго регламентировано. Нельзя, уверяют специалисты, здесь возводить объекты капитального строительства, вырубать деревья. И если уж так хочет инвестор удивить горожан, пусть строит, ради Бога, но в другом месте. Например, от озера Красного до Люскуса, где сегодня уже складывается зона отдыха.
Обратимся к документам и мы. Лесной кодекс РФ, документ прямого действия, действительно запрещает строить капитальные объекты и вырубать лес, как и заниматься в таких лесах сельским хозяйством, охотой, добычей полезных ископаемых. Однако же рекреационную функцию таких лесов никто не запрещал. Как раз наоборот: именно для отдыха горожан и можно использовать городские леса. К слову, сам город, который и распоряжается Сосновым бором, в официальных документах относит его к рекреационным зонам. Значит, весь вопрос в том, что и как в Сосновом бору можно строить. И тут «всплывает» другой кодекс, Градостроительный, в котором вообще нет понятия «городские леса»…
Но все здесь не повисло в правовом вакууме. Решать, что и как строить, имеют право городские власти. Есть генплан города – градостроительная конституция. Есть правила землепользования и застройки – рабочий документ, который и разрешает подобные проблемы. А по этим документам сегодня выходит, что строить дорогу можно. И если уж у кого и возникнут сомнения относительно сохранности бора, то вопросы для начала – к властям. Потому что именно они вправе ужесточить требования к застройщику, взять с него обязательства не нарушать целостности леса или вообще предоставить место под строительство объектов дороги за пределами бора.
Власти своего слова пока не сказали. В администрации только выслушали предложения инвестора. Неофициальные комментарии таковы: «Пока говорить не о чем. Инвестор приобрел лишь старые объекты». Можно ли считать сам факт проведения этого аукциона уже кивком в сторону бизнеса? На этот вопрос ответа нет… А раз так, то позволю себе порассуждать.
От ученых ботаников и биологов не раз приходилось слышать слово «деградирующий» применительно к нашему Сосновому бору. Столь оценочное понятие, на самом деле, означает «старый», то есть нуждающийся в особой заботе. Забота, меж тем, бывает разная. Можно все оградить и никого не пускать. Можно иначе – разрешить, установить жесткие правила и следить, чтобы игра была по этим правилам. Можно с самого начала и по-другому. Если Сосновый бор — городское достояние, то устроить в Кемерове настоящие городские слушания: позволительно там строить или нет. Собрать все возможные мнения, исследования, узнать, с какими «особыми» местами имели дело города, где уже действуют канатные дороги. Последнего в Кемерово не было ни разу. Возможно, потому, что дело еще не доходило до столь серьезного объекта. Дело тут не «горящее». Канатная дорога — не детский сад или водопровод для нового микрорайона. Инвестор с деньгами, думаю, подождет. Конфликт потом дороже выйдет.
Татьяна ДУМЕНКО.
Фото Федора Баранова.
19.04.2013 в 13:03
Канатная дорога — это просто идея для «отвода глаз».http://rghost.ru/43782793 ), где раньше была лыжная база, которая потом непонятным образом сгорела.
На самом деле все гораздо проще — это чистый бизнес.
Кузбасскапиталлинвест уже продает земельный участок в Сосновом бору 8500 кв.м за 20 млн. руб. (ссылка на презентацию
Ответить
01.02.2012 в 20:57
Когда строили развилку на Лесную поляну с улицы Терешковой спилили 7 Гектаров деревьев в Бору.
Скоро с нашими властями от Бора не чего не останется.
Да еще дорогу проложили по кладбищу, что по церковным правилам этого нельзя делать.
Ответить
15.01.2012 в 00:09
подскажите пожалуйста с кем можно поговорить по поводу вело трассы на горе кузбасс. с перспективой соревнований. проката велосипедов и вело инструктором???
мой мейл для связи coach.85@mail.ru
Ответить
11.01.2012 в 14:14
Надо ознакомиться с опытом наших соседей,новосибирцев,которые построили в бору находящемся в городской черте замечательный зоопарк,который и деньги в городскую казну приносит и удовольствие для горожан.
Ответить
07.01.2012 в 21:35
Строительство канатной дороги остановилось не само по себе. На эту тему было специальное решение последнего «советского» городского Совета (того, что был распущен в 1993 году). Принятого, кстати, после острых споров и обсуждений. Так что теперь пусть современные депутаты отменяют то решение, если они считаются представителями населения города.
Ответить
07.01.2012 в 17:51
Очень интересно, и кстати, если 30 лет назад начали строить эти объекты, то и проект и разрешения соответствующие были. Все лучше, чем стоящая посреди горсада колонна и полуразрушенное здание, никакой пользы не приносящих и эстетический вид города портящих.
самое главное при постройке — безопасность и качество строительных работ, если все будет соблюдено и сделано, то город наш чуточку преобразится к лучшему.
Что касается соснового бора — лыжные прогулки по нему, велосипедные летом, просто пешеходные — как все будет здорово!
Ответить
06.01.2012 в 12:57
Дорогу строить! Но деревья вырубать нельзя!Я пацаном еще там бегал..
Ответить