Дунгане: где семья – там и родина
Главу большого семейства Машанло, крепко обосновавшуюся в селе Вторая Пристань Мариинского района, зовут Мухаме, его жену — Амина. Вместе по жизни они шагают с самого детства – «в одном классе учились». Родом супруги из Киргизии, из села Александровка. «А корни наши в Китае, — сидя на ковровом топчане, рассказывает 50-летняя дочь китаянки и араба. — Ещё при царе Александре ІІ предки наши, дунгане, переехали в Россию, попросив убежища. И тот разрешил им жить в Чуйской долине, потому что там проходил Великий шёлковый путь. Предки наши держались его и жили там. Поэтому село назвали в честь царя – Александровкой».
За пределами Китая представителей этой народности не так уж и много. Но не так уж и мало, если быть оптимистом. В Киргизии им принадлежит целое село. Есть подобные населенные пункты и в Казахстане, и в Узбекистане, и даже в Австралии. «Мы трудолюбивый народ, к власти не рвёмся, поэтому и родины своей не имеем». В киргизской Александровке для дунган построены две средние школы и одна восьмилетняя. В каждой – по тысяче с лишним учеников. А вот в Мариинском районе и даже во всём Кузбассе, уверяет Амина, семья дунган Машанло из девяти человек — единственная.
Приехали они сюда в 2001 году, в Киргизии тогда ещё шла перестройка. Ребятишки в семье Машанло росли грамотными, и мать их, руссковед с институтским дипломом, боялась, что в Средней Азии они не смогут продолжить учёбу. «Вот и приехали сюда, чтобы дать образование детям». В Сибири все ребята тоже учились успешно. Старший сын Арли, по профессии — инженер-механик, после техникума окончил еще и Красноярский технологический университет. Салима получила образование в Томском государственном университете, по специальности она экономист. Фатима сначала с отличием окончила Мариинский лесотехнический техникум (МЛТТ), а в нынешнем году получила диплом Томского госуниверситета. Младшей Рахиме — восемнадцать, она ещё учится в МЛТТ, но тоже стремится к высшему образованию. Таков приоритет семьи, во главе которой стоит строитель по специальности Мухаме Машанло.
Выросшие дети отказались возвращаться на родину в Киргизию. «Там с работой трудно, а мы без них что поедем?» — пожимает плечами мать. Поэтому Машанло получили российское гражданство, построили в селе дом и «пустили корни».
Дунгане во всем мире исповедуют ислам, и кузбасская семья Машанло – не исключение. У них все, как положено: совершают намаз, молятся в определённое время. Когда я с ними познакомилась, шёл пост Рамазан. Соблюдают его и взрослые, и дети. Девочки начинают постовать с девяти лет, а мальчики – с 13. «Во время Рамазана встаём кушать в три часа ночи, и до девяти вечера не едим и не пьём. Так — месяц. Больные выздоравливают во время поста». Кроме Рамазана, в течение года есть и другие посты, но уже не такие строгие.
Корнем у мусульман считается глава семейства. Поэтому главное мужское предназначение – быть кормильцем семьи — воспитывается в мальчиках с детства. Отец – пример для подражания, и сыновья полностью копируют его.
Если муж у дунган считается добытчиком, то женщина – хранительницей очага. Хорошая жена, говорят, всё сохранит, а плохая — раздаст. Поэтому выражение «Как женишься, такая и жизнь будет» — здесь не просто поговорка, это важнейший принцип. По словам самого Мухаме, его семья – это любимый надёжный тыл. Как любой отец, он мечтает удачно выдать замуж дочерей и в продолжение рода дождаться от сына внука.
Машанло вообще следуют всем национальным обычаям. У всей женской половины этой семьи — длинные косы. Одеваются тоже в соответствии с традицией. Замужние ходят в платках даже дома. Короткое девушки не носят, безрукавки и декольте не признают, а под юбочку или платье обязательно надевают узкие брючки – «шаровары». Детей женят и выдают замуж по сговору родителей.
Удобно устроившись на коврах, привычно поджав под себя ноги, добродушная Амина рассказывает:
— Калым за невесту сегодня – это одна тысяча долларов. Плюс полностью одеваем невестку – посылаем ей два золотых кольца, серьги, одежду, обувь и чётное количество отрезов на платье — не меньше десяти-двенадцати. Плюс подарки всем родственникам (даже если их 20 или 30 семей). В них входят хорошие конфеты, грецкие орехи, сушёные абрикосы и чай. Мать невесты даёт за дочь приданое деньгами, золотом, одеждой, одеялом. А все родственники невесты сбрасываются на мебель молодым. Недостающую сумму добавляет мать. У дочки обязательно должны быть стенка, мягкий уголок, спальный гарнитур и бытовая техника. Зато жених должен иметь свой дом. Если не имеет и живёт с родителями, те должны ему построить. У меня, например, шесть братьев, и папа каждому построил дом. Сейчас мы строим дома для Арли и разведённой дочери Салимы. Если наши младшие дочери не выйдут замуж в Киргизии, то им тоже поставим дома.
На всё это нужны средства. Деньги семейство кузбасских дунган зарабатывает в основном на земледелии, унаследовав любовь к труду от матери Амины: «Китайцы же в основном земледелием занимаются». Дружные Машанло арендуют земли в ООО «Кийское», выращивая большие плантации картофеля, что дает неплохую прибыль. «Хозяйство по договору обрабатывает его, осенью убирает и привозит нам, а продаём его мы уже сами». В этом году на 90 сотках они вырастили богатый урожай картофеля нового сорта — Розара. «В прошлом году «Кийское» оставило нашу продукцию у себя на семена. А в этом году реализации – никакой».
Однако земледелие – не единственный источник доходов семьи. Кроме студентки Рахимы и кормящей невестки Халимы, все дети Машанло работают. Арли – инженером по технике безопасности в лесхозе. Салима – главным бухгалтером в частной фирме. Фатима – продавцом в магазине. А глава семейства заведует овощехранилищем в ООО «Кийское». Пока была здорова, работала в хозяйстве и Амина, а теперь помогает снохе воспитывать двух внучек. Заработки свои и выручку от реализации овощей мариинские дунгане складывают в один кошелёк: «На семейном совете решаем, сколько денег использовать на еду и одежду. Дома тоже строим на общие деньги и на ссуду, которую взяла старшая дочь».
Жить одной большой семьёй, считают Машанло, выгодно – экономия большая. Хозяйство держат: корову, быка, телочку, коз, бройлерных кур. Поэтому с осени до самого лета – «мясо всегда своё». «В прошлом году я с работы ушла, муж один работал, — делится хозяйка. — Если бы не дети, нам бы не хватило даже на пропитание».
К слову, продукты (муку, сахар, чай, рис, макароны, масло) дунгане закупают сразу на месяц. На этот набор для девяти человек уходит обычно 7-8 тысяч рублей. Плюс своё молоко, яйца, мясо, овощи. «Кому-то одному остаётся ещё и на одежду. В следующем месяце покупаем другому. Внучки уже обеспечены одеждой до пяти лет».
У каждого в этой семье – свои обязанности. В кухне на стене висит листок с распорядком дня. Подъём в 6.00. Один корову доит, другой идёт в огород, третий по дому работает. Как принято, пищу для всех в основном готовит сноха Халима. А дочери занимаются уборкой, стиркой, огородом. Но все помогают друг другу. Хлеб, например, в электропечи печёт не сноха, а её старшая золовка — с техникой она на «ты». «Салима раньше всех на работу уходит. В печь тесто закладывает, мы встаём — хлеб уже готов».
Так уж заведено у дунган: самый младший сын остаётся с родителями. А если сын единственный, он забирает родителей к себе. Поэтому Арли в новом доме обустраивает комнату для родителей: «Сын нас кормит, поит и будет содержать нас в старости». Хотя запрета на смешение крови у дунган нет, сноху сын привез из Киргизии. «Если бы у меня было два сына, — смеётся мать, — я женила бы Арли на русской, а так, говорю, не хочу на старости лет борщи хлебать – хочу свои блюда кушать! А мы больше мучное едим, потому и болею гипертонией, сахарным диабетом — это всё от мучного».
Каждый вечер семья собирается на ужин за общим столом, рассказывая друг другу, как прошёл день: «Обсуждаем, советы друг другу даём. Мухаме решает, что можно делать, что нельзя, что купить детям в этом месяце, что в другом, а я его во всём поддерживаю. Ведь прежде, чем принять какое-то решение, муж сто раз подумает, взвесит все «за» и «против». Мы с ним уже 26 лет вместе живём, и он, слава Богу, ещё ни разу не ошибся».
Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.
Фото автора.
01.06.2012 в 09:31
Да как хорошо большая и дружная семья! Когдто и у нас было так. Когда были живы родители.
Ответить