Соцсети:
Актуальное

Дунгане: где семья – там и родина

7 декабря 2011 | Газета «Кузбасс»

Главу большого семейства Машанло, крепко обосновавшуюся в селе Вторая Пристань Мариинского района, зовут Мухаме, его жену — Амина. Вместе по жизни они шагают с самого детства – «в одном классе учились». Родом супруги из Киргизии, из села Александровка. «А корни наши в Китае, — сидя на ковровом топчане, рассказывает 50-летняя дочь китаянки и араба. — Ещё при царе Александре ІІ предки наши, дунгане, переехали в Россию, попросив убежища. И тот разрешил им жить в Чуйской долине, потому что там проходил Великий шёлковый путь. Предки наши держались его и жили там. Поэтому село назвали в честь царя – Александровкой».

За пределами Китая представителей этой народности не так уж и много. Но не так уж и мало, если быть оптимистом. В Киргизии им принадлежит целое село. Есть подобные населенные пункты и в Казахстане, и в Узбекистане, и даже в Австралии. «Мы трудолюбивый народ, к власти не рвёмся, поэтому и родины своей не имеем». В киргизской Александровке для дунган построены две средние школы и одна восьмилетняя. В каждой – по тысяче с лишним учеников. А вот в Мариинском районе и даже во всём Кузбассе, уверяет Амина, семья дунган Машанло из девяти человек — единственная.

Приехали они сюда в 2001 году, в Киргизии тогда ещё шла перестройка. Ребятишки в семье Машанло росли грамотными, и мать их, руссковед с институтским дипломом, боялась, что в Средней Азии они не смогут продолжить учёбу. «Вот и приехали сюда, чтобы дать образование детям». В Сибири все ребята тоже учились успешно. Старший сын Арли, по профессии — инженер-механик, после техникума окончил еще и Красноярский технологический университет. Салима получила образование в Томском государственном университете, по специальности она экономист. Фатима сначала с отличием окончила Мариинский лесотехнический техникум (МЛТТ), а в нынешнем году получила диплом Томского госуниверситета. Младшей Рахиме — восемнадцать, она ещё учится в МЛТТ, но тоже стремится к высшему образованию. Таков приоритет семьи, во главе которой стоит строитель по специальности Мухаме Машанло.

Выросшие дети отказались возвращаться на родину в Киргизию. «Там с работой трудно, а мы без них что поедем?» — пожимает плечами мать. Поэтому Машанло получили российское гражданство, построили в селе дом и «пустили корни».

Дунгане во всем мире исповедуют ислам, и кузбасская семья Машанло – не исключение. У них все, как положено: совершают намаз, молятся в определённое время. Когда я с ними познакомилась, шёл пост Рамазан. Соблюдают его и взрослые, и дети. Девочки начинают постовать с девяти лет, а мальчики – с 13. «Во время Рамазана встаём кушать в три часа ночи, и до девяти вечера не едим и не пьём. Так — месяц. Больные выздоравливают во время поста». Кроме Рамазана, в течение года есть и другие посты, но уже не такие строгие.

Корнем у мусульман считается глава семейства. Поэтому главное мужское предназначение – быть кормильцем семьи — воспитывается в мальчиках с детства. Отец – пример для подражания, и сыновья полностью копируют его.

Если муж у дунган считается добытчиком, то женщина – хранительницей очага. Хорошая жена, говорят, всё сохранит, а плохая — раздаст. Поэтому выражение «Как женишься, такая и жизнь будет» — здесь не просто поговорка, это важнейший принцип. По словам самого Мухаме, его семья – это любимый надёжный тыл. Как любой отец, он мечтает удачно выдать замуж дочерей и в продолжение рода дождаться от сына внука.

Машанло вообще следуют всем национальным обычаям. У всей женской половины этой семьи — длинные косы. Одеваются тоже в соответствии с традицией. Замужние ходят в платках даже дома. Короткое девушки не носят, безрукавки и декольте не признают, а под юбочку или платье обязательно надевают узкие брючки – «шаровары». Детей женят и выдают замуж по сговору родителей.

Удобно устроившись на коврах, привычно поджав под себя ноги, добродушная Амина рассказывает:

— Калым за невесту сегодня – это одна тысяча долларов. Плюс полностью одеваем невестку – посылаем ей два золотых кольца, серьги, одежду, обувь и чётное количество отрезов на платье — не меньше десяти-двенадцати. Плюс подарки всем родственникам (даже если их 20 или 30 семей). В них входят хорошие конфеты, грецкие орехи, сушёные абрикосы и чай. Мать невесты даёт за дочь приданое деньгами, золотом, одеждой, одеялом. А все родственники невесты сбрасываются на мебель молодым. Недостающую сумму добавляет мать. У дочки обязательно должны быть стенка, мягкий уголок, спальный гарнитур и бытовая техника. Зато жених должен иметь свой дом. Если не имеет и живёт с родителями, те должны ему построить. У меня, например, шесть братьев, и папа каждому построил дом. Сейчас мы строим дома для Арли и разведённой дочери Салимы. Если наши младшие дочери не выйдут замуж в Киргизии, то им тоже поставим дома.

На всё это нужны средства. Деньги семейство кузбасских дунган зарабатывает в основном на земледелии, унаследовав любовь к труду от матери Амины: «Китайцы же в основном земледелием занимаются». Дружные Машанло арендуют земли в ООО «Кийское», выращивая большие плантации картофеля, что дает неплохую прибыль. «Хозяйство по договору обрабатывает его, осенью убирает и привозит нам, а продаём его мы уже сами». В этом году на 90 сотках они вырастили богатый урожай картофеля нового сорта — Розара. «В прошлом году «Кийское» оставило нашу продукцию у себя на семена. А в этом году реализации – никакой».

Однако земледелие – не единственный источник доходов семьи. Кроме студентки Рахимы и кормящей невестки Халимы, все дети Машанло работают. Арли – инженером по технике безопасности в лесхозе. Салима – главным бухгалтером в частной фирме. Фатима – продавцом в магазине. А глава семейства заведует овощехранилищем в ООО «Кийское». Пока была здорова, работала в хозяйстве и Амина, а теперь помогает снохе воспитывать двух внучек. Заработки свои и выручку от реализации овощей мариинские дунгане складывают в один кошелёк: «На семейном совете решаем, сколько денег использовать на еду и одежду. Дома тоже строим на общие деньги и на ссуду, которую взяла старшая дочь».

Жить одной большой семьёй, считают Машанло, выгодно – экономия большая. Хозяйство держат: корову, быка, телочку, коз, бройлерных кур. Поэтому с осени до самого лета – «мясо всегда своё». «В прошлом году я с работы ушла, муж один работал, — делится хозяйка. — Если бы не дети, нам бы не хватило даже на пропитание».

К слову, продукты (муку, сахар, чай, рис, макароны, масло) дунгане закупают сразу на месяц. На этот набор для девяти человек уходит обычно 7-8 тысяч рублей. Плюс своё молоко, яйца, мясо, овощи. «Кому-то одному остаётся ещё и на одежду. В следующем месяце покупаем другому. Внучки уже обеспечены одеждой до пяти лет».

У каждого в этой семье – свои обязанности. В кухне на стене висит листок с распорядком дня. Подъём в 6.00. Один корову доит, другой идёт в огород, третий по дому работает. Как принято, пищу для всех в основном готовит сноха Халима. А дочери занимаются уборкой, стиркой, огородом. Но все помогают друг другу. Хлеб, например, в электропечи печёт не сноха, а её старшая золовка — с техникой она на «ты». «Салима раньше всех на работу уходит. В печь тесто закладывает, мы встаём — хлеб уже готов».

Так уж заведено у дунган: самый младший сын остаётся с родителями. А если сын единственный, он забирает родителей к себе. Поэтому Арли в новом доме обустраивает комнату для родителей: «Сын нас кормит, поит и будет содержать нас в старости». Хотя запрета на смешение крови у дунган нет, сноху сын привез из Киргизии. «Если бы у меня было два сына, — смеётся мать, — я женила бы Арли на русской, а так, говорю, не хочу на старости лет борщи хлебать – хочу свои блюда кушать! А мы больше мучное едим, потому и болею гипертонией, сахарным диабетом — это всё от мучного».

Каждый вечер семья собирается на ужин за общим столом, рассказывая друг другу, как прошёл день: «Обсуждаем, советы друг другу даём. Мухаме решает, что можно делать, что нельзя, что купить детям в этом месяце, что в другом, а я его во всём поддерживаю. Ведь прежде, чем принять какое-то решение, муж сто раз подумает, взвесит все «за» и «против». Мы с ним уже 26 лет вместе живём, и он, слава Богу, ещё ни разу не ошибся».

Наталья ЛЕБЕДИНСКАЯ.

Фото автора.

 

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#10315 (18) { ["comment_ID"]=> string(6) "303282" ["comment_post_ID"]=> string(5) "26894" ["comment_author"]=> string(12) "зейнеп" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "78.46.249.160" ["comment_date"]=> string(19) "2012-06-01 09:31:37" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2012-06-01 02:31:37" ["comment_content"]=> string(159) "Да как хорошо большая и дружная семья! Когдто и у нас было так. Когда были живы родители." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(87) "Opera/9.80 (Windows NT 6.1; U; MRA 5.10 (build 5231); ru) Presto/2.10.229 Version/11.64" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    зейнеп
    01.06.2012 в 09:31

    Да как хорошо большая и дружная семья! Когдто и у нас было так. Когда были живы родители.

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс