«Бумажное» желание налоговика
Политэкономика
Работников налоговых органов, надо признать, мало кто жалует. Не персонально, конечно, а целиком, как госмашину по взиманию денег с граждан и предприятий. Вспомните свои ощущения при получении квитанции на оплату транспортного налога или налога на имущество. А предприятия? Это сейчас с налоговыми проверками не приходят к бизнесу каждый месяц. Но если уж придут, то обязательно «что-нибудь» найдут и у больших предприятий, и у частных предпринимателей.
Не нужно даже углубляться в историю страны, чтобы сказать, что налоги – это та обязанность, которую, наверное, больше всего не хочется исполнять. Так было и в советское время (нелегальные предприятия даже работали по крупным госконтрактам), так есть и сейчас (размер «теневого» сектора экономики в стране, по статистике, оценивается почти в 20%, по экспертным же данным – до 50%). Вывести такие предприятия из тени у нас пытаются новыми проверками, пересмотром налоговых ставок, ужесточением наказаний. Помогает с переменным успехом. И уже, наверное, стоило бы привыкнуть к такому результату. Но только не самим налоговикам.
Сразу скажу, что речь идет не о налоговых новациях области или федерального центра. Я, если так можно выразиться, – о «творчестве масс». Кемеровчанин Соколов Сергей Николаевич 20 лет был налоговиком. Недавно вышел на пенсию, но, как сам говорит, душа у него болит за дело, да и коллег своих «жаль, потому что падает престиж налоговиков». Чем только не занимался Сергей Николаевич за 20 лет службы. Придя в районную налоговую в 1991 году сразу после образования российской налоговой службы как таковой, перелистывал свои годы вместе с календарем выплат налогов и изменений в законодательстве. Вспоминает, что начиналось все с проверок торговли и часто бесполезных поисков тех, кто привозил в магазины товар. Тогда ведь налоговики должны были вызывать поставщиков и рассчитывать сумму налога. Ищут предпринимателя по указанному в документах о приемке товара адресу. А там такого уже ищи-свищи. Или эпопея с контрольно-кассовыми аппаратами. В 1993 году был принят закон о применении их при работе с населением. Машинки было начали появляться на рынках. Потом послабление бизнесу вышло – контрольно кассовые аппараты не стали обязательными… Так дослужился Сергей Соколов до наших дней, когда была запущена электронная система отчетности.
Регулярно выезжая на проверки предприятий, уверяет нынешний пенсионер, он видел либо несоответствие первичной бухгалтерии данным электронной отчетности (в компьютере одно, а на «бумаге» либо нет соответствующих данных, либо сведения на двух носителях не совпадают), либо работу с фирмами-однодневками (начинали налоговики смотреть контрагента компании, а его уже, как тех продавцов в начале 1990-х, и в помине нет). Сергей Николаевич настаивает, что делается такое по указанию руководства предприятий, хотя иногда сами руководители жалуются на предприимчивость сотрудников. Верить бывшему налоговику, полагаю, можно хотя бы потому, что все почти пять десятков дел, переданных в суд после его проверок, закончились не в пользу налогоплательщиков. Да и с тем, что предлагает пенсионер Соколов, на первый взгляд, нельзя не согласиться.
Первичная бухгалтерия – разные документы, подтверждающие поступление товара от фирмы (предпринимателя) А фирме (предпринимателю) Б, должны фиксировать объем поступлений и цену. Для отчетности перед налоговиками, как и сегодня, вполне подойдет электронная форма. Но, считает проверивший не одну сотню фирм Сергей Соколов, «бумага» тоже должна оставаться, точнее, стать обязательной для «заполнения» и регистрации в налоговых органах. Сейчас часть документов вообще считается «внутренней», налоговый инспектор лишь вправе это затребовать для проверки.
Как получается сегодня? Не находят налоговики бумажных документов или видят не всю отчетность. Сравнивают с электронными сведениями. Если возникают подозрения, предприятию просто доначисляют налоги (одними подозрениями в идеале дело не должно обходиться, нужны веские основания). Платить лишние деньги никто не хочет, оттого все чаще бизнес оспаривает решения налоговых инспекций в судах. И все чаще выигрывает. Почему? Сергей Соколов объясняет это тем, что на судебных заседаниях часто «всплывают» документы, до которых налоговики не добрались при проверках. Расценивает он это не иначе, как оформление бумаг «задним числом». В практике Соколова есть почти оперативные наблюдения за налогоплательщиками. Скажем, парикмахер отчитывается по доходам, исходя из 10 стрижек в день. А наблюдение налоговиков за парикмахерской показывает, что стрижет мастер по 15 человек. Вот вам и совершенно легальная «теневая» экономика, без всякой «подпольщины» типа репетиторства, сдачи квартир внаем или работы без оформления контракта.
…Только что завершившийся предвыборный думский марафон заставлял хотя бы перед самым днем голосования сравнить программы партий. В них, вообще-то, не все из лозунгов или идеологии. В них, скорее, базовые принципы. Скажем, бесплатное образование для всех или все же для кого-то платное. Таких деталей, как бухгалтерские отчеты, в предвыборных программах не найдешь. Так что вполне понятно, почему Сергей Соколов направил свои предложения в областную администрацию. Полномочия в налоговый сфере у региональных властей ограничены рамками региональных же налогов. Однако обладминистрация у нас не раз отличалась тем, что шла впереди центра. Так было когда-то с налогом с продаж, не так давно – с транспортным налогом. Расчет пенсионера вполне понятен. Не нашел ответа у партий – иди к тем, кто пытается что-то делать. Кстати, ответ Соколов получил. Нельзя сказать, что однозначно положительный. Хотя, наверное, и сложно себе представить, что подобные инициативы тут же рассматривались бы и брались на карандаш. Уж слишком тонкое и далеко не сугубо экономическое это дело, налоги. Тем более что в этом году с отчислениями в бюджеты в Кузбассе более чем нормально. УФНС России по Кемеровской области отчитывается каждый месяц: «Сохраняется положительная динамика налоговых поступлений». Рост поступлений по отдельным статьям по сравнению с прошлым годом – от 30 до 70%. Ценна такая тенденция хотя бы потому, что, с начала года, когда повысились ставки страховых взносов от работодателей, прогнозировался резкий рост упомянутой уже теневой экономики. А тут получается едва ли не налоговый дождь в бюджет. Но нам уже обещают сложности в будущем году: ситуация на рынках главных кормящих Кузбасс товаров – угля и металла нестабильна, да еще Москва в очередной раз перераспределила налоги между собой и регионами в свою пользу. Так что дополнительные доходы для области по-прежнему актуальны. И как уж их получить – налоговыми послаблениями или же, наоборот, ростом ставок, будет решать даже не федеральный центр (тут уже все решено по части налогов). Сергей Николаевич Соколов, пенсионер-налоговик с 20-летним стажем, считает, что за последние годы по формальным признакам налоговый контроль за бизнесом ослаб. Остаются региональные и местные власти, больше всего заинтересованные в пополнении казны.
Татьяна ДУМЕНКО.
07.12.2011 в 22:49
Пополнение казны — дело конечно нужное и полезное, но система налогообложения должна быть простой и понятной, например, для чего тратить деньги налогоплательщиков и свое время, чтобы «оперативными методами» следить за цирюльниками? ввели налог на вмененный доход и про проверки вообще можно забыть, и пусть люди зарабатывают.
НДС — вообще неправильный налог, так замените его.
Транспортный налог — пример из жизни машина продана в 2007 году (договор, в силу закона, вступает в силу с момента его подписания), в договоре прописано, что машину снимает с учета покупатель, уж почему он ее не снял, не важно, но налог до сих пор мне присылают, и каждый раз пишу одну и ту же отписку — не мое.
Или еще интереснее ситуация — банкротное предприятие, так там начисление пеней(в том числе по налогам) не производится, так доходит до того, что один отдел в одной и той же налоговой не знает, что творится в другом отделе, хотя в налоговой вся эта информация есть. и происходит что? одни делают вид, что чтото пытаются взыскать, другие — ходят на собрания кредиторов, третьи присылают абсолютно незаконные бумажки о начислении пеней — и все в итоге заняты. Хотя по логике — устрани ты этот внутренний бардак и 4 инспектора, занимающиеся одним предприятием не нужны будут, одного хватит! но деньги налогоплательщиков в этом случае останутся не истраченными — не порядок…
Ответить