На край света – «болеть» за своих
Хоккей с мячом.
Кемеровский «Кузбасс» завершает двухматчевое турне в чемпионате России среди клубов суперлиги. В Первоуральске в субботу наша команда сыграет с «Уральским трубником».
Какой прием ждет сибиряков на одноименном стадионе, какая атмосфера будет во время игры? Об этом и об особинках других хоккейный центров страны беседуем с активистом объединения кемеровских болельщиков «АиБ», электромонтажником Игорем Карпенко. Он путешествовал за «Кузбассом» (реже – с «Кузбассом») по городам и весям России – от Архангельска до Хабаровска.
На трибуне – 30 лет
— Первоуральск – шикарный хоккейный город, — рассказывает Игорь Карпенко. — Стадион с башенками, напоминающий наш старый «Химик». Лед залит по всем овалу арены, в том числе и за воротами, что позволяет большему количеству детей заниматься хоккеем. С благодарностью вспоминаю этот город, теплую встречу с местными болельщиками. Хотя гостям там играть непросто: матчи собирают, как правило, полный стадион, а публика весьма эмоциональна и не стесняется в выражениях.
— Игорь, а когда приобщились к хоккею?
— Первый матч посмотрел в 1973 году, учился во втором классе, знакомый привел на стадион. Помню, что «Кузбасс» принимал «Литейщик» из Караганды. Помню и счет – 7:3. Запомнилось, что хоккеисты играли не в шлемах, а в шапочках. Постарше попал на хоккей в «массовке» в 1978 году во время международного турнира на призы газеты «Советская Россия». К школе подошел автобус, учительница сказала, что надо ехать на стадион. Посмотрел матч сборных Норвегии и Финляндии, понравилось, и с тех пор полюбил русский хоккей на всю жизнь. Тогда мы жили на правом берегу, далеко от стадиона, приезжал домой с хоккея поздно: после десяти вечера.
— Когда пришло понимание игры?
— Откровенно говоря, и сейчас не скажу, что поминаю хоккей в полной мере. А более-менее стал разбираться, когда провел на трибуне лет десять. Читал газетные статьи, общался с болельщиками. Интернета тогда, как понимаете, не было и в помине. Понимаете, настоящий болельщик приходит на стадион не только за победой, а прежде всего, посмотреть игру любимой игры. Мы живем хоккеем. Я на трибуне уже больше 30 лет.
— Болельщики изменились за 30 лет?
— Болельщик стал другим. Раньше – добрый и веселый. Да и немного было источников информации – статьи да «сарафанное» радио. Сегодня любителей русского хоккея можно разделить на две группы: интернет-болельщики, которые постоянно находятся в виртуальном пространстве и болельщики, не имеющие доступа к сети. Две совершенно разные категории людей. Благодаря тому же Интернету знаем гораздо больше, в том числе и о негативных явлениях. Я иногда даже жалею, что залез во всемирную «паутину».
— Допустимая степень близости болельщиков к команде?
-Да, общаясь с игроками, можно узнать что-то из первых рук. Это здорово и интересно, но нельзя перегибать палку. Считаю, что не стоит афишировать бытовые подробности жизни хоккеистов. Это может негативно повлиять на отношение к ним. А любого игрока надо все-таки оценивать по его действиям на поле, а не за его пределами.
За полярный круг
— Ваш самый первый выезд на матч «Кузбасса»?
— В Новосибирск, еще в советское время. В то время тамошний «Сибсельмаш» — самый принципиальный наш соперник. Запомнилась не только игра, но и дефицитные для нас тогда пепси-кола, кукурузные палочки…Потом «пробивал» Красноярск. В Хабаровск впервые попал, кажется, в 1984 году. Меня отправили в командировку и, конечно, я не мог пропустить матч «Кузбасса». Помнится, местные болельщики на меня смотрели удивленными глазами, поражались, что я приехал в такую даль.
В последние годы побывал во всех хоккейных городах, кроме Мурманска. Эту ветку закрою в феврале будущего года, когда «Кузбасс» будет там играть. Билеты уже купил. Остался и один крайний город в первой лиге – Абакан. Мы решили поддержать нашу «молодежку» в декабре, возьмем с собой барабан, огромную майку с символикой «Кузбасса».
— Когда впервые поехали вместе с командой?
— Два года назад, когда Янко покинул «Кузбасс», в клубе провели встречу с болельщиками и объяснили п в этой подоплеку этой отставки. Собралось человек 50. В конце встречи президент «Кузбасса» Андрей Борисович Сельский совершенно неожиданно для всех предложил желающим поехать с командой на три гостевых матча: «Парни, паспорта на стол, оформим вам билеты на чартер». У меня как раз паспорт был с собой. Еще пять человек согласились, но поехал я один. Остальные отказались по уважительным причинам: ребенок заболел, с работы не отпустили. «Кузбасс» прошел «тройник» без потерь, выиграв в Казани, Ульяновске и Оренбурге.
Первый «тройник»
— Первый самостоятельный «тройник»?
— В начале «серебряного» сезона 2008-2009 годов мы с Саней Чекрыжовым «пробили» выезд по маршруту: Сыктывкар – Киров – Первоуральск. Вернулись счастливые и довольные, хотя на работе в этом время был полный завал.
— Как вас приняли в столице Коми?
— Очень хорошо. Предварительно списались с местным болельщиком Николаем, он ответил: «Будем рады вас видеть». Нас встретили на вокзале в четыре часа утра, не было проблем с проживанием и питанием. Угостили чаем и более крепкими напитками. В Сыктывкаре немного хоккейных болельщиков, но они здорово поддерживают свою команду, доброжелательно принимают гостей.
Правда, на стадионе какой-то товарищ, увидев меня в майке хоккейного «Кузбасса», завел было песню о шахтерах, пришлось ответить ему двустишием: «Как на шахте угольной нашли хлеб отрубленный». Вроде понял.
Отмечу, что приезжим болельщикам помогают в любом хоккейном городе. Все-таки не настолько мы богатые люди, чтобы снимать гостиницу. Исключение одно – Москва. Там земляки тебя примут очень хорошо, а вот болельщиков «Динамо» ты вообще не интересуешь, у них свой круг общения.
— А в Подмосковье, то есть в Красногорске?
— Там совсем другое дело. В Красногорске очень уютный стадион, перед ним – парк, где собираются болельщики накануне матча. Меня приняли как старого знакомого, даже не дали пройти к кассе: «Вот тебе билет – смотри матч». А матч тогда, в феврале 2009 года, получился скандальный, после него дисквалифицировали сразу четырех игроков «Кузбасса» и тем самым сняли нашу команду с чемпионской гонки.
Ледяная купель для победы
— Приходилось «болеть» в гостевом секторе?
— Всегда иду на общую трибуну, чтобы общаться с местными ребятами. И конфликтов, как правило, не бывает. Единственный раз, а было это в Ульяновске, пришлось, по настоянию милиции, якобы в целях своей же безопасности, идти в гостевой сектор, огороженный клеткой. Болели там втроем: бывшие кузбассовцы Сергей Ростикс и Олег Навигатор специально приехали из Москвы посмотреть матч «Кузбасса».
Ульяновск отличается тем, что на трибуне много женщин солидного возраста. В Кемерове, наоборот, молодые девчонки ходят на хоккей, что очень радует. А на родине Ильича одна из женщин, в возрасте лет за 50, метра два ростом, пыталась меня подначивать: «Слышь, шахтер, зачем сюда приехал? «Кузбасс-лак»! Посмеялись вместе.
— Где самые активные болельщики?
— В Иркутске и Кирове. И там, и там знают толк в русском хоккее. Иркутск для меня – город контрастов. Умеют встречать гостей лучше, чем где-либо, но и не могу забыть, как в матче «Байкала» с «Кузбассом» в нас полетели пустые бутылки, одна из них попала в хоккеиста кемеровской детской команды, которая приехала на зональный турнир «Плетеного мяча».
В Кирове накануне матча нас привезли в монастырь, искупаться в ледяной купели. В минус 20 окунулся в холодную воду, выпил стакан водки, чтобы не заболеть, закусил лаптем – такая там традиция. И загадал желание. Оно исполнилось: «Кузбасс» выиграл у «Родины» — 5:2.
Икра в подарок
— Архангельск остался хоккейным городом?
— Там по-прежнему работает школа, на что я всегда обращаю внимание в поездках: мой 10-летний внук Данил занимается хоккеем и мне интересно, как тренируются дети в других городах.
Поморы отличаются от сибиряков. Архангельские болельщики – самые спокойные, самые выдержанные. Этим поморы отличаются от сибиряков. В Архангельске мы были с женой в гостях у супругов Татьяны и Володи. Жду-не дождусь, когда они приедут в Кемерове, чтобы «отомстить» им.
— В Хабаровске еще довелось побывать?
— Да, и эта поездка очень запомнилась. «Кузбасс» разгромил «СКА-Нефтяник» — 11:1. А во время матча местные болельщики постоянно кормили меня и Эрика Горьковского. Принесли две тарелки плова, икру. ..Никто не сказал ни одного плохого слова. Вряд ли я бы так себя вел при крупном поражении своей команды. Значит, оценили игру «Кузбасса».
— Какие города особенно понравились?
— Екатеринбург и Казань. Правда, в Казани милиция трижды выводила нас с трибуны, но никуда не забрали, мы возвращались на стадион. Сами виноваты – начудили, во время игры кричали глупости. А хотел бы еще побывать в Нижнем Новгороде, где нам устроили прекрасную экскурсию по городу, и в Ульяновске. Вообще спасибо всем болельщикам русского хоккея, которые радушно и внимательно нас принимали.
— О чем мечтаете, Игорь?
— Посетить Кубок мира в Швеции, но не с первой командой, а с детской. И мечтаю через несколько лет, стоя на трибуне, увидеть своего внука в форме нашей команды и крикнуть изо всех сил: «Кузбасс» — чемпион!».
Вадим АНТОНОВ.
НА СНИМКЕ: Игорь Карпенко (справа) поддерживает родной «Кузбасс» не только во всех матчах на кемеровском стадионе, но в других хоккейных городах страны.
Фото Вячеслава Айкина.
29.11.2011 в 13:03
Интервью отличное. Молодцы и автор, и собеседник!
Ответить
21.11.2011 в 08:29
Очень понравилось.Доступно и легко говорит КЭМ-7.Желаю ,что б мечта твоя сбылась.
Ответить
21.11.2011 в 02:11
Игорь,будешь у нас в Синеокой — заходи!!!!
Ответить
20.11.2011 в 13:52
Супер интервью!!! Игорю — респектище!!!!!!!!!!!!!
Ответить
20.11.2011 в 10:19
Игорь маладца)))
Ответить