Любовь и автобусы
Женщины за рулем сегодня никого не удивляют. Это уже привычные картинки городского пейзажа: милые создания за баранкой розовых автомобилей, строгие вагоновожатые в трамвае, женщины за «штурвалом» троллейбусов…
Но эта хрупкая 25-летняя блондинка – единственная в Кемерове женщина-водитель городского пассажирского автотранспорта. Любовь Сампоева опровергает стереотип женщины за рулем как «примата с гранатой» и заставляет по-новому взглянуть на типично мужскую профессию.
Дорога с детства
Сегодня Любовь работает водителем на пассажирской «Газели» в ОАО «Кемеровское ПАТП №1». И, видимо, настолько хорошо справляется со своими обязанностями, что даже выдвигается на участие в конкурсах профессионального мастерства водителей пассажирского автотранспорта.
В нынешнем сентябре исполнилось уже два года, как девушка влилась в мужской коллектив. А тяга к автобусам появилась у нее с детства, с наглядного примера отца.
— Тогда все и началось, наверное, — вспоминает Люба. — У меня отец работал водителем в ПАТП-3. Помню, в те времена по городу еще ходили автобусы типа «Пазика, только большие, у них двигатель справа был расположен, и отец иногда брал меня с собой на работу. Садил за руль, и мне это очень нравилось. Когда подросла, кондуктором иногда работала — отцу помогала. Наверное, любовь к автобусам, к большой технике началась именно тогда. Огромные машины как-то внушали доверие.
Отец меня научил водительскому искусству и с пониманием отнесся к моему выбору профессии. А вот мать до сих пор не понимает. Зато интерес к машинам я уже вижу у своей дочки: я брала ее с собой на предприятие несколько раз, ей давали посидеть за рулем большого автобуса. Она была в восторге. И если дочь, когда вырастет, пойдет по моим стопам, я возражать не буду.
Реальный экзамен
Когда Любовь решила связать свою жизнь с машинами, она пошла учиться в автошколу и получила сначала права на категории «В» и «С».
— Какое-то время по специальности не работала, — рассказывает девушка. — А потом, спустя два-три года, подумала: «А что мне мешает заниматься тем, чем нравится?» И пошла в центр занятости. С полгода стояла на бирже труда на учете, ничего подходящего не было, но зато предлагалось много вакансий по категории «Д». Тогда я пошла учиться еще и на категорию «Д».
Экзамены, на удивление, сдала с первого раза. Меня больше пугали: мол, не сдашь вообще, для девушки это нереально. Тем более что на «В» и «С» я сдавала только со второго раза. А тут сразу. Экзаменатор сел в автобус, и перед началом испытания так хмуро на меня посмотрел, что я подумала: «Все, конец, даже тронуться не даст». Но все прошло отлично.
После этого я пришла устраиваться на работу в ПАТП-1. Очень хотела сразу сесть за руль большой машины. Но директор посмотрел на меня и сказал: «Почему автобус? Есть же транспорт, на котором работают женщины, – трамвай, троллейбус…». Я ответила: «Нет, это не для меня. Троллейбусу «рога» мешают, трамвай вообще ограничен рельсами. Это не мое. Хочу на автобус».
Директор сначала отговаривал меня, рассказывал, как это тяжело и что это вообще не женское дело. Но потом взял меня на грузопассажирскую «Газель». С испытательным сроком три месяца. Так с тех пор я тут и осталась…
Своя среди мужчин
— Отношения в коллективе сложились сразу, и сегодня они на удивление замечательные, — продолжает Любовь. — Я больше всего переживала, как меня примут в мужском сообществе. Зря боялась, приняли очень хорошо. Помогают, если нужно. Берегут.
Работала полтора года на «Волге», недавно вот пересадили на пассажирскую «Газель». Утром она дежурная, днем работаю на нужды предприятия, а когда есть – спецзаказы.
Доводилось быть на подмене и на городских маршрутах: №61 (по «Радуге») и № 172 (Лесная Поляна). Реакция пассажиров поначалу немного смущала. Однажды пришлось везти пассажиров из военкомата на вокзал. Очень бурно военнослужащие реагировали, что за рулем сидит женщина. Вопросы всякие задавали, посмеивались. Но потом, в пути, успокоились.
Конечно, я не могу не спросить у Любы по поводу реакции водителей-мужчин на блондинку за рулем.
— Вообще я привыкла уже к этой реакции, — смеется она. — За те времена, когда еще таксовала на своей машине, наслушалась и насмотрелась всякого. Здесь уже работаю спокойно. Таксовать поначалу было страшновато. Зато сейчас половина таксистов в городе меня знают. Они, если видят мою машину, а я им не посигналила в знак приветствия, потом обижаются, что с ними не поздоровалась.
О женщинах за рулем
Профессиональный водитель Сампоева не разделяет насмешек мужской части населения по поводу качества вождения автомобилей женщинами.
– Хотя у меня небольшой водительский стаж, пять лет, все это время я езжу практически без аварий. Самая крупная случилась, когда я только-только успела купить свою машину. В меня врезался пьяный мужчина-водитель, которому или дороги не хватило, или еще чего, но он подбил меня, когда я просто стояла у обочины…
Высокая аварийность не зависит от пола водителя, это зависит от поведения, от стиля вождения, от уважения других участников дорожного движения. Кто-то любит резкость и скорость, подрезать других, вклиниться куда-то… У кого-то реакция медленнее, и он не всегда успевает среагировать на таких лихачей. И не важно, женщина за рулем или мужчина, все зависит от самого человека, дано тебе от природы водить или не дано.
Кстати, «автоматы» я не признаю вообще как машины. Транспортное средство с автоматической коробкой передач – это либо для ленивых, либо для инвалидов. Не понимаю я этого. Мне нравится механика. Может, это от того, что я все эти годы управлялась именно с механическими коробками, мне как-то дали «автомат» прокатиться – ужасно не понравилось. Мне нужна педаль сцепления, рычаг, нужно чувствовать машину. Не могу ездить на «автомате»: такая машина как будто сама по себе, а я сама по себе.
Если что-то сломается в дороге, в принципе, сама могу починить кое-что. Но есть, конечно, то, что починить на месте вообще нереально – никому. У меня был случай, когда нас отправили на «Волге» в Ордынск, и вот, только проезжаем Новосибирск, у нас лопается патрубок. Благо, в машине был герметик, хомуты и оберточная пленка, мы замотали все это и съездили туда-обратно нормально. Когда есть подручные средства, всегда можно найти выход.
А бывает, даже помогаю в дороге мужчинам-водителям: часто просят то «прикурить», то трос дать, то дотащить, случаи разные.
О планах и «городских» перспективах
— Получается, что сегодня я больше двенадцати часов в день за рулем, — размышляет Любовь. — Приезжаю на работу на своей машине, пересаживаюсь на рабочую, после смены – опять за руль своего автомобиля. Все время на колесах. Но я не жалуюсь, мне нравится, машины – это моя жизнь. Хочется поработать «на городе», на больших автобусах. И пусть сначала даже на простых маршрутах, как, например, 61-й, а потом уже на более сложных. И хотя многие мужчины-водители отказываются от такой работы, говорят, что это тяжело, я бы обязательно хотела попробовать.
Кстати
12 августа состоялся традиционный конкурс профессионального мастерства водителей пассажирского автотранспорта города Кемерово. Он проводится ежегодно с целью совершенствования профессионального мастерства водителей, пропаганды и популяризации этой профессии. В программу конкурса входит проверка знаний Правил дорожного движения, а также соревнования по скоростному маневрированию. Среди испытаний – непростые задания даже для водителей-мужчин: въезд в туннельные ворота, эстафета, парковки, змейка задним ходом и другие. Так вот, в отборочном туре среди сотрудников предприятия ПАТП-1 Любовь Сампоева заняла третье место. А в городском конкурсе представительница слабого пола замкнула четверку лучших водителей пассажирского автотранспорта Кемерова.
Юлия МАТЮЩЕНКО.
Фото Сергея Гавриленко.
12.01.2012 в 12:43
между прочим водитель автоклуба 42A.RU)))
Гордимся!!!
Ответить