Соцсети:

Жизнь после смерти, или Возвращение крысолова

22 августа 2011 | Газета «Кузбасс»

Спектакли по пьесам красноярского драматурга Александра Хромова украшают афишу Кемеровского театра кукол уже без малого десятилетие. Пьесу «Повелитель крыс», отмеченную премией конкурса современной драматургии Министерства культуры РФ в 2010 году, Дмитрий Вихрецкий решил поставить уже года два назад. Я, помню, спросил, будет ли там мотив Гаммельнского крысолова; он отвечал: нет, пьеса про другое. Действительно, сюжет ее сводится к тому, что игрушки, забытые детьми и попавшие на свалку, в борьбе против крыс претерпевают разнообразные приключения.

У этого сюжета есть свои благородные образцы, начиная с гофмановского «Щелкунчика» (кстати, Вихрецкий ставил его в Кемеровской драме). Из ближних примеров стоит упомянуть также «Оловянного солдатика» Андерсена (между прочим, спектакль Музыкального театра Кузбасса по этой сказке волею либреттиста включал и линию борьбы с крысами). Можно припомнить и сказки про Пиноккио и Буратино, «Путешествие Голубой стрелы» Джанни Родари и др. – все это вариации того же мотива. Не далее как прошлым летом в Кемеровской драме Александр Измайлов поставил пьесу Антона Маркова «Игрушки»; там, правда, врагов у героев не было, а действие сводилось к философическим разговорам. В общем, вечная тема.

Спектакль у Хромова и Вихрецкого получился пронзительно-печальный. На свалке оказываются Мишка, Зайка и сломанный игрушечный Экскаватор, который комплексует, что он не Танк. Здесь они встречают Повелителя крыс – победительного молодца-пупса, обладателя свистульки, которой крысы не переносят. Крысы здесь не персонифицированы – еще чего, много чести – так, черное кубло с красными огоньками глаз, туча абстрактного, но очень страшного зла. Зато в спектакле действуют другие звери – настоящие Заяц и Енот. Игрушки вызываются сопроводить их через унавоженное цивилизацией пространство в настоящий заповедный лес – так в спектакль вплетаются экологические и технотронные мотивы. По пути игрушки героически гибнут, друг за другом и друг за друга, но зверушки достигают цели. Кончается все разговорами в царстве мертвых. Можно даже усомниться, точно ли спектакль адресован детям. Впрочем, многие классические детские сказки невыносимо печальны, включая того же «Оловянного солдатика».

К несомненным достоинствам спектакля относится сценография, с геометрическими силуэтами не то елок, не то мачт ЛЭП, на которые проецируются ландшафты — то мрачные, то идиллические. Очень органично выглядят кукловоды, наряженные сумрачными шахтерскими ангелами-диггерами. Хороши и куклы – особенно удался Повелитель крыс, этакий провинциальный Бэтмен. В диалогах, на мой вкус, чуточку переложено сентиментальности – но то же можно сказать и про сказки Андерсена или «Маленького принца»; вероятно, без этой краски невозможна настоящая кукольная трагедия. Кстати, нужно иметь немалую дерзость, чтобы в пьесе на современном материале обратиться к чистому трагизму – я-то думал, что по нынешним временам это вещь несбыточная.

При этом история Гаммельнского крысолова в спектакле тоже прочитывается. Пусть вместо серебряной флейты здесь волшебная свистулька, а вместо детей – игрушки и зверушки, но мотив музыки, отпирающей двери в потустороннее царство, налицо. История Крысолова, который взялся очистить от крыс славный город Гаммельн, но вместо них увел в подземелье детей, – один из самых популярных в мире сюжетов. Впервые он был записан в XIII веке; у немцев к нему обращались Гете, Гейне, Бертольт Брехт и еще десяток менее известных авторов. У нас – Александр Грин, Марина Цветаева, братья Стругацкие («Гадкие лебеди»). Версия Хромова и Вихрецкого выдерживает сравнение с этими высокими образцами – и при этом привносит в вечный сюжет самое актуальное содержание.

Если заглядывать еще дальше – мотив музыки, отворяющей врата преисподней, отсылает нас к греческому герою Орфею (и его коллегам из мифов других народов, например, осетинским или африканским). А также к богу Аполлону, водителю муз, который в одной из своих ипостасей звался Сминфием («мышиным»). Понятно, все на свете связано, но напомнить об этом способно только по-настоящему талантливое произведение. Примерно раз в три года Вихрецкий ставит у себя в театре что-нибудь адресованное и детям, и взрослым – и всякий раз это становится событием.

Юрий ЮДИН.

Фото Кирилла Кухмаря.

Повелитель крыс. Кукольная трагедия. Спектакль Кемеровского областного театра кукол по пьесе Александра Хромова. Постановка Дмитрия Вихрецкого. Художник Елена Наполова. В спектакле заняты Александр Попов, Игорь Сорвинов, Назиля Синюкова, Стас Борискин.

 

Комментировать 2
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
  • object(WP_Comment)#8520 (18) { ["comment_ID"]=> string(5) "13550" ["comment_post_ID"]=> string(5) "22644" ["comment_author"]=> string(10) "Света" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(14) "46.181.157.102" ["comment_date"]=> string(19) "2011-08-24 22:48:55" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2011-08-24 15:48:55" ["comment_content"]=> string(822) "Иван, где здесь пишут что спектакль понравился? В рецензии автор хорошо показал свое знание истории, хорошее умение пересказывать увиденное. Да, он "сырой", но раз вы знаете такие слова как "драматургия" и "действие", вы должны понимать чем является действие в новой драматургии. Я считаю, что развернутое мнение имеет место быть не после одного просмотра. А слова "нравится-не нравится" впринципе неприменимы по отношению к искусству. Одного раза мало." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(63) "Opera/9.80 (Windows NT 6.1; U; ru) Presto/2.9.168 Version/11.50" ["comment_type"]=> string(0) "" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Света
    24.08.2011 в 22:48

    Иван, где здесь пишут что спектакль понравился? В рецензии автор хорошо показал свое знание истории, хорошее умение пересказывать увиденное. Да, он «сырой», но раз вы знаете такие слова как «драматургия» и «действие», вы должны понимать чем является действие в новой драматургии.
    Я считаю, что развернутое мнение имеет место быть не после одного просмотра. А слова «нравится-не нравится» впринципе неприменимы по отношению к искусству. Одного раза мало.

    Ответить

  • object(WP_Comment)#8474 (18) { ["comment_ID"]=> string(5) "13022" ["comment_post_ID"]=> string(5) "22644" ["comment_author"]=> string(8) "Ваня" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "46.181.83.236" ["comment_date"]=> string(19) "2011-08-23 21:17:26" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2011-08-23 14:17:26" ["comment_content"]=> string(272) "бред какой-то! спектакль пока "провалился", очень сырой, а тут пишут, что все пучком. драматургия слабая, действие пропадает. но г-ну Юдину понравилось." ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(88) "Opera/9.80 (Windows NT 6.1; U; IBM EVV/3.0/EAK01AG9/LE; ru) Presto/2.9.168 Version/11.50" ["comment_type"]=> string(0) "" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Ваня
    23.08.2011 в 21:17

    бред какой-то! спектакль пока «провалился», очень сырой, а тут пишут, что все пучком. драматургия слабая, действие пропадает. но г-ну Юдину понравилось.

    Ответить