Нестандартные решения
Несколько дней назад интернет-форумы буквально взорвали сведения из неведомых источников о том, что с первого сентября среднее образование в нашей стране будет платным. За разъяснениями мы обратились к заместителю губернатора по образованию и науке Кемеровской области Елене РУДНЕВОЙ.
Расскажите, пожалуйста, информация о платных школах соответствует действительности или нет? В редакцию ежедневно поступает по нескольку звонков от встревоженных мам и пап. Люди беспокоятся, что если заставят платить за обучение детей, те останутся неучами.
— Нет. Не предвидится никакого платного школьного образования! Вообще не знаю, откуда взялась такая дезинформация. Но обсуждается она действительно активно. Мне тоже многие знакомые задают этот вопрос. Нужно знать следующее. Есть понятие «стандарт», то есть обязательный минимум, который любой ребенок должен пройти, он прописан в законе об образовании. Исходя из него формируются учебные планы школы. Здесь обозначена учебная нагрузка на каждого учащегося. Она расписывается исходя из возрастных особенностей. В 1-м классе это 20 часов в неделю, в 4-м классе – 25. А по новым стандартам, утвержденным для 5 -9-х классов, количество часов не только не уменьшилось, оно увеличилось на один час. Если сегодня там вдруг нет учителя какого-то предмета, это будет означать, что стандарт не выполняется. Школа из-за этого может потерять лицензию или даже быть закрыта. Отдельно — о начальной школе. Как я уже сказала, учебная нагрузка на первоклассников — 20 часов в неделю. С нового учебного года по стандарту, принятому для начальной школы, остаются эти часы плюс еще 10 часов на внеурочную деятельность. Раньше она была необязательна для учителей и детей. Имеются в виду разные кружки и секции. Сейчас школа обязана, кроме 20 часов учебных уроков, организовать 10 часов дополнительных занятий. Это могут быть спортивные или другие какие-то секции. Мы, к примеру, предлагаем в экспериментальном порядке начать в рамках внеурочной деятельности занятия по шахматам. Известно – шахматы развивают логику.
-Родители эти занятия будут оплачивать?
-Нет, ни в коем случае.
— Образовательные стандарты для начальной и основной школы уже утвердили?
— Не утвержден пока стандарт для старшей школы, а для начальной и основной уже принят. Именно под стандарты школа и финансируется. И поскольку это обязательный минимум, потребовать от родителей, чтобы часть учебных часов оплачивали они, школа не имеет права. За нарушение предусмотрена административная ответственность, школы на этот счет проверяют не только органы управления образования, но и прокуратура.
— Но ведь за что-то же с родителей имеют право взять деньги. Законы-то в этом направлении как раз и меняются, похоже…
— Ну вот вам пример. Есть у нас такое понятие, как школа с углубленным изучением отдельных предметов. Например, математики. И тогда школа все часы, которые можно распределить на разные предметы, оставляет на математику. Бесплатно! Но если в школе есть несколько родителей, которые говорят: да, математика – это хорошо, но нам бы надо, чтобы вы еще для наших детей ввели второй иностранный язык. Раньше такой возможности не было, механизм исполнения отсутствовал. Сегодня иначе. Если набираются 12 человек, которые хотят, чтобы им, кроме одного языка, ввели еще и другой, дополнительные часы могут быть введены, но уже за счет денег родителей. В виде платных образовательных услуг. Это то, что сверх обязательного стандарта, утвержденного министерством.
— Напряженные настроения по поводу введения платного образования в школах, вероятно, связаны с законом 83-ФЗ, о разделении учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Ну, с бюджетными все понятно. А вот эта декларируемая автономность смущает. Если автономные школы должны будут сами зарабатывать, откуда они деньги возьмут, если не из родительских карманов? Расскажите, пожалуйста, об этом законе и что нас ждет в связи с ним?
— Да, этот закон принят, утвержден. Полностью он вступает в действие с 2012 года. Сейчас идет переходный этап. По закону казенные учреждения – это такие, которые вообще не имеют права привлекать никакие деньги, существуют только за счет казны. У нас к таким относятся и будут относиться детские дома и коррекционные образовательные учреждения. Если казенному учреждению какая-то структура какие-то деньги перечислила, то они уходят в доход бюджета, и тратить их будет не само учреждение, а бюджет, и не обязательно именно на это учреждение. В автономных все по-другому. К слову, пока у нас автономных образовательных учреждений совсем немного. И детских садов среди них больше, чем школ. И мы не стремимся к тому, чтобы все стали автономными. Но в принципе в автономной деятельности много преимуществ, она дает больше возможностей для маневров. Как раз переход на «автономность» дает право предоставлять дополнительные платные услуги. Пример – нормативное финансирование идет исходя из количества детей в классе, соответственно школа не может открыть класс для 10 человек. Она открывает класс для 25. А если еще есть дети, они должны быть направлены в другой класс либо в другую школу. Но есть родители, которые готовы заплатить, чтобы дети учились в классе из 12 человек. С такой просьбой, к примеру, не так давно обращались родители учеников одной из кемеровских гимназий. На сегодняшний день обычная школа не имеет права удовлетворить их просьбу. Улучшение условий для детей, которые не входят в стандарт, в рамках сегодняшнего законодательства является нарушением. Но если школа является автономным учреждением и есть родители, которые готовы платить за «нестандартное» решение проблемы, услуга может быть оказана. Но при этом возможность учиться в классе, в котором 25 человек, школа предоставляет всем бесплатно. Смысл «автономности» еще и в том, чтобы в разумных пределах учреждение было свободно в трате своих денег. Ему дается смета на год, и если оно сэкономило электроэнергию, может тратить сэкономленное по своему усмотрению. А то как бывает: сэкономили на чем-то – и им потом как раз на эту сумму дали меньше. А это неправильно. Люди только тогда начнут экономить, когда почувствуют выгоду. Сэкономили – в конце года компьютерный класс купили или премию выдали классным руководителям за то, что хорошо с детьми работают. То есть у автономных учреждений больше возможностей смету перераспределять. Есть понятие «муниципальный заказ». В нем прописываются планируемые расходы на все. Исходя из количества детей, которые обучаются. Все оставшееся школа тратит как хочет. Контролирует расходы попечительский совет, в составе которого представители муниципалитета, родительского комитета, профсоюза.
— В Кузбассе есть уже автономные школы?
— Пока очень мало. В Кемерове, например, одна — 42-я гимназия в Лесной Поляне.
— Так она просто образцово-показательная, упакованная по последнему слову…
— Это и установка такая, что автономными должны становиться только те учреждения, где на ремонты не нужны средства, где недавно произошли большие серьезные вложения. К тому же учредитель, прежде чем учреждение станет автономным, должен обеспечить выполнение всех условий, которые к этому учреждению предъявляются надзорными органами. А второе требование к «претендентам» — чтобы они имели возможность дополнительно привлекать и зарабатывать деньги. Например, в 42-й гимназии есть бассейн. Дети ходят сюда час в неделю, на уроки. Бесплатно. А во второй половине дня любой желающий, купивший абонемент, может его посещать. Таким образом школа привлекает деньги. Кроме того, у них есть своя спортивная база с прокатом лыж, тренажерный зал. То есть можно зарабатывать дополнительные деньги, не связанные с учебным процессом.
— Для государства-то в чем смысл перевода школ в «автономный режим»?
— Идея такова. Не только государство должно давать, но и школа должна зарабатывать. Дети вот в агроклассах трудятся на полях: почему бы не продавать то, что вырастили? Кто-то может сдавать в аренду часть помещений, те, что пустуют. Пока все это топится, освещается, а директор, не являющийся полноправным хозяином этой школы, безразличен к затратам. То же самое и с энергосберегающими лампочками. Если мне все равно, сэкономлю или нет, — не буду ходить менять обычные лампочки на энергосберегающие. Должна быть экономическая заинтересованность.
— А не может ли этот закон, 83-ФЗ, обернуться в конце концов тем, что школы будут просто-напросто заставлять зарабатывать деньги?
— Нет. Абсолютно точно — нет. Правда, директора того учреждения, которое что-то зарабатывает, могут похвалить, поблагодарить, но чтобы ставить во главу угла денежный вопрос – этого не будет.
А вообще не надо думать, что региональные власти хотят сделать что-то такое, что ухудшило бы систему образования. Ведь наши дети тоже учатся в тех же школах.
Татьяна ФОМИНА