Кемерово стремится к деревне без пробок
5 октября 2010 | Газета «Кузбасс»
Лесная Поляна, рождавшаяся как город-спутник Кемерова, через 20 лет может «срастись» с городом. Два крупных районаКемерова – Ленинский и Заводский соединятся прямыми автодорогами. Реку Томь могут пересечь еще два моста. Все это заложено в проекте нового генерального плана Кемерова до 2030 года, вынесенного недавно на публичное обсуждение. Власти, правда, уже призвали не обольщаться: получится далеко не все.
Дорогое удовольствие?
Кузбасская столица, как и большинство городов области, живет еще советским генпланом. Документ 1972 года, как говорит бывший начальник городского управления архитектуры и градостроительства Олег Ражев, был рассчитан на 25 лет. В 1996 году в него были внесены корректировки. В 2009 году срок действия документа истекал. Подошли сроки, изменилось законодательство – новый генплан был обещан до конца прошлого года. Но, по словам замглавы города-начальника управления развития Ильи Середюка, в кризисный год не хватило денег для оплаты контракта на разработку документа с Российским государственным НИПИ урбанистики из Санкт-Петербурга. И действие генплана было продлено на 2010 год. Цена вопроса – 37 млн. рублей. Это, кстати, было предметом критики городских властей. Мол, кемеровские специалисты сделали бы дешевле, да и город они знают в деталях. Недаром у читателей «Кузбасса» возникло немало вопросов к проекту питерцев. На месте уже застроенных территорий в своих схемах они расположили зеленые зоны или просто другие объекты (читайте об этом в бизнес-приложении «Опора» от 29 сентября). В минувшую пятницу глава города Владимир Михайлов в ходе интернет-конференции пояснил: «Генплан разрабатывается крупными специализированными организациями. Это не работа для одиночек, даже самых выдающихся… Институт урбанистики выбран потому, что эта организация разрабатывала, в частности, генплан Новокузнецка (работа над ним шла раньше, поэтому можно было оценить результат работы питерцев. – Прим авт.), схему территориального планирования Кемеровской области (генплан должен быть увязан с этой схемой. – Прим. авт.)». Что же до смены назначения зон застройки, то, как пояснили «Кузбассу» в управлении архитектуры, их нужно воспринимать как чисто технические ошибки, которые случаются при любой работе: «Проект на то и проект, с ним сейчас работают наши специалисты».
Зачем городу необходимо это недешевое «удовольствие» – генплан? По существу, а не для того, чтобы выполнить формальное требование? Олег Ражев на бумаге рисует круг с пересекающей его Томью:
– Город имел вот такие границы развития по генплану 1972 года. Предполагалось, что у нас будет 650 тыс. жителей. Развитие страны, города привело к другому результату – в частности, к закрытию ряда химических производств, шахт. И мы спокойно жили со старым генпланом, потому что недоразвились. Сейчас освоена только часть планируемой территории (Ражев рисует в круге нынешнюю черту города – остается не меньше трети свободного места). Но новый план необходим. Главная причина – прежние транспортные нормативы давно превышены.
Транспортная схема города, принятая в 1990-х годах, предполагала, что в Кемерово количество автомобилей к 2010 году будет составлять 150 единиц на тысячу жителей. А по факту этот показатель уже перевалил за 240, прогноз на срок действия нового генплана – порядка 500. Порадоваться за возможный рост достатка кемеровчан можно, но эти 500 авто – потребность в расширении придомовой территории, дорог, строительстве новых магистралей, развязок.
В объезд и напрямую
Построенные и реконструированные в последние годы Притомский проспект, пр. Кузнецкий, ул. Логовая, Красноармейская, новый мост через Томь – все это было предусмотрено действующим генпланом. Но этого слишком мало. По словам Владимира Михайлова, нынешние недостатки – отсутствие скоростных связей между периферийными районами, транзитный грузовой транспорт по федеральной трассе М-53, которая проходит прямо в «теле» застройки города, необходимость реконструкции путепроводов и строительства пересечений в разных уровнях. Устранять эти проблемы планируется в двух направлениях – внутри и в «объезд» города. Первое – это развязки на самых проблемных местах (например, у цирка) и новые дороги. Узкое горло на подъезде к мосту по Кузнецкому проспекту предлагается расшить новой дорогой до ул. Щетинкина. Впервые прямая магистраль должна связать Ленинский и Заводский районы (от Химиков по Сибиряков-гвардейцев, соединение пр. Молодежного с ул. Двужильного). От только что открытой дороги на Лесную Поляну намечено проложить обход Рудничного района. Второе – пустить основной транспорт, идущий через город, в объезд. Часть объездной дороги была построена еще 15 лет назад в районе Новостройки. Но тогда, поясняет глава города, не хватило средств на строительство моста с выходом через Томь на Красноярск. «Теперь рассматриваем вариант с западного входа, к сожалению, тоже со строительством моста. Это проблематичный объект из-за возможностей финансирования. Его стоимость – десятки миллиардов рублей», – заявил в мэр ходе пятничной интернет-конференции.
Вообще-то в новой транспортной схеме города (она, как и другие 17 схем, – часть генплана) заложены два моста – первый, о котором сказал мэр, у Сухово, второй – в районе промзоны на новосибирском направлении трассы М-53. То есть десятки миллиардов, упомянутых мэром, нужно умножать минимум на два. Сам Владимир Михайлов пояснил: «Все вопросы, связанные с дорожным строительством, исключительно дорогостоящие, и решить их возможностями городского бюджета явно нереально. Именно поэтому в генплане заложены и новые мостовые переходы, и новые крупные объекты дорожного строительства. Потому что получить федеральные средства на объекты, отсутствующие в генплане города, практически нереально». Сколько ожидать «пробивания» денег (в этом городу будет помогать область), предсказать никто не берется. Первые на очереди – внутригородские дороги.
Город-деревня с небоскребами?
Нестандартным городом назвал Кемерово руководитель мастерской Института урбанистики Александр Бельский. Традиционно при таком количестве населения (по последним данным, кемеровчан 520 тыс.) 70% здесь живут в многоквартирных домах, 30% — в индивидуальных. По действующему генплану это соотношение 50 на 50. По проекту нового – 60 на 40 в пользу индивидуального. Новые «деревенские» территории – Лесная Поляна, которая планировалась еще в плане 1972 г., продолжение индивидуальной застройки в сторону Люскуса, южное направление города. При этом сращивание «города» с «деревней» с сохранением зеленых зон станет основной тенденцией развития на ближайшие 20 лет. Впрочем, Рудник, Южный и уже заложенные новые микрорайоны в Центральном и Ленинском районах останутся зонами многоэтажной застройки. В том числе высотной. Кроме «Кемерово-Сити» вдоль детской железной дороги, где уже заложены три первых в городе 25-этажных дома, пригодные для высоток места – район цирка, банка «Уралсиб» на пр. Октябрьском. Высотки, поясняет Олег Ражев, – это не только удешевление строительства, но и градостроительные акценты. Но небоскребы в Кемерове будут появляться, если на это найдутся инвесторы. От наличия денег будет зависеть и строительство более прозаичных объектов – школ, детсадов, больниц. Все эти объекты запланированы в проектной планировке новых микрорайонов. «Но запланировать – не значит построить. Будем получать больше доходов – будем больше строить», – заявил в пятницу Владимир Михайлов.
Татьяна ДУМЕНКО.
Фото
Федора Баранова.
05.10.2010 в 08:42
Почему газета печатает пояснительные записки к проектам? Пусть и журналисты что-нибудь напишут.
Ответить