Настоящее окно в будущее
1 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
1 сентября – День знаний для всех.Сегодня в Кузбассе 99 детей с ограниченными возможностями начинают учиться по самым передовым дистанционным технологиям.
Виртуально первые
Программа Российской Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным
программам на дому, существует с 2007 года. В 2009-м мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» было включено в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2011 годы.

В Кемерово программа пришла еще в 2008 году. Но это были первые, подготовительные шаги, пока связанные только с поставкой оборудования. Тем не менее надо отметить, что сейчас запускаем её в полном объеме, среди соседей мы первые, так как все регионы Сибирского федерального округа, кроме Кемеровской области, приступают к практическим занятиям только с 1 сентября 2011 года. Сегодня Новосибирск, Томск и Красноярск начинают реализацию проекта лишь в рамках программы дополнительного образования, Алтайский край — только по одному предмету, иностранному языку.
По разным подсчетам, у нас в области около 400 детей, которые обучаются на дому, учитель к ним приходит раз в неделю, чтобы провести индивидуальное занятие. С одной стороны, не все учителя готовы работать с «надомниками». С другой — дети лишены общения со сверстниками даже в виртуальном плане, так как не все родители могут обеспечить ребенку доступ к Интернету. Качество образования в этом случае получается неоднозначным и спорным.
— Сегодня государство дает возможность детям с ограниченными возможностями получить качественное образование, — говорит Алексей Боков, директор Кемеровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II видов (именно на это учреждение возложена миссия внедрения «дистанционки», здесь базируется Центр дистанционного образования — ЦДО). Оборудования, которое поставляет департамент образования и науки Кемеровской области детям по этой программе, нет даже в гимназиях и лицеях. Скажу больше, его просто нет в свободной продаже, оно поставляется только по целевой федеральной программе. Проект подразумевает участие детей с ограничением здоровья с первого по седьмой вид. Это слабослышащие, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, общими соматическими заболеваниями.
То есть это те болезни, при которых ребенок интеллектуально сохранен, но не может посещать учебные учреждения. Проект учитывает все нюансы: и особенности заболевания, и качество образования, и социальную интеграцию. У каждого ученика индивидуальное расписание, которое зависит в том числе и от его заболевания, он может общаться через Интернет со своими сверстниками. Здесь очень важен тот нюанс, что виртуальный класс (занятия проходят в системе видеоконференции) предполагает не более пяти человек, потому что очень важен индивидуальный подход. В то же время учитель планирует и занятия один на один с тем или иным ребенком.
Сегодня начинают участие в проекте три муниципалитета: Кемерово, Новокузнецк и Топки. К концу 2012 года мы должны полностью реализовать программу в плане обеспечения доступа к учебному процессу.
Весь мир – на экране
Каждый из участников образовательного процесса получил аппаратно-программный комплекс, в который входит компьютер, видеокамера, принтер, сканер, наушники, а также специализированное программное обеспечение. Это диски, электронные ресурсы, фотографии, иллюстрации. У ребенка появляется доступ к образовательным ресурсам в Интернете, и он уже самостоятельно работает с ними. То есть урок не сводится лишь к дискуссии, монологу или диалогу. Объем информации, который нет возможности разместить у ребенка на компьютере (например, электронная библиотека, содержащая более 120 тысяч экземпляров книг), размещается на сайте ЦДО с правом доступа к этой информации участника проекта. Кроме этого, несмотря на протесты критиков, в рамках программы существует возможность и практических занятий – исследований и опытов, которые в привычной для нас школе провести невозможно. Чтобы понять это, нужно просто посмотреть на чудо-технику. Кроме образовательных потребностей, дорогостоящее оборудование из Израиля, Америки, Англии разрабатывалось с учетом определенных заболеваний. Есть специальные программы восприятия на слух, есть для слабовидящих, есть сенсорная аппаратура для детей с ограничением движения — формирование КАЖДОГО такого индивидуального комплекта занимает по полгода.
Единственный вопрос, который возникает в процессе знакомства с подобной формой обучения, – социальная адаптация. Может, внедрение инклюзивного образования (когда дети с ограниченными возможностями учатся в обычных школах) в этом плане все-таки перспективнее?
— Да, инклюзивное образование, — говорит Андрей Равинских, заместитель директора ЦДО, — активно продвигается на Западе, где сама философия отношения к инвалидам иная, чем у нас. У нас еще общество не совсем готово принять инвалида как равного. Скажу по своему опыту. Когда мы устанавливали в домах программное обеспечение, много общались с родителями и детьми. И все говорили: очень здорово, что появилось такое образование. Скажем честно, не все школы сегодня готовы принимать детей-инвалидов. Специфика работы с ними все-таки иная.
Кстати, с 1 сентября 2010 года в Новокузнецке открывается новая школа, в которой будет организовано инклюзивное образование. В ней наравне с обычными смогут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья: центральный вход и вход в начальную школу оборудованы пандусом, имеются 2 лифта, на каждом этаже по два дополнительных санузла, учитывающие ограниченные возможности здоровья.
Кадры, которые в данном случае решают все
Одна из проблем внедрения программы – нехватка именно педагогических кадров. На учителя в этом случае ложится тройная нагрузка – образовательная, коррекционная и работа с новыми технологиями. То есть, кроме того, чтобы интересно вести свой предмет, он должен учитывать особенности заболеваний своих учеников и уметь существовать в виртуальном мире.
— Мы с трудом находим педагогов, готовых к участию в процессе, — признается Алексей Боков. — Учитель сегодня готов внедрить в урок элемент информационных технологий (включить интерактивную доску, магнитофон, телевизор), но полностью перейти к работе с компьютером он ещё боится. Здесь вопрос не только в новых технологиях — сама методология другая. Урок должен быть проблемным, ориентированным на самообучение в том числе. Поэтому нужно брать педагогов, которые имеют опыт работы либо в коррекционной школе, либо – с новыми технологиями. Обучать предметника общеобразовательной школы просто тяжело. Но здесь ещё очень важен такой момент: учителя, отработав в «дистанционке» год-два-три, вооружившись технологиями будущего, могут вернуться в свою школу, чтобы внедрять их в свое образовательное учреждение. Получается, что этой программой для инвалидов мы закладываем фундамент будущего всего образования.